Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

03.07.2007 | Арт

Коллекция эпохи стабилизации

«Русское искусство XIX–XX веков» из галереи Ханты-Мансийска

В отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка из собрания Художественной галереи Фонда поколений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. 

Югра богатый регион. На 60 тысяч жителей Ханты-Мансийска приходится пять музеев.

В одном из них, скромно названном «Природа и человек», можно увидеть артефакты истории города, которому, между прочим, в этом году исполняется 370 лет. Город был основан в 1637 году царем Михаилом Федоровичем как поселение для семей ямщиков. И назывался тогда Самарово. Однако художественной коллекцией этот древний сибирский город до недавнего времени похвастаться не мог. Возникновению ее помогла большая политика. С 1993 года, когда округ был признан субъектом федерации, часть налогов пошла на социальное развитие округа. Благо, что губернатор большой радетель о воспитании и образовании народном. С 1996 года специально созданным администрацией округа Фондом поколений стала формироваться коллекция будущего музея. В 2001 году, в канун 70-летия Ханты-Мансийского автономного округа, свой вклад в собрание сделали бизнесмены: руководители нефтяных, газовых компаний, банкиры округа.

Привезенная в ГМИИ коллекция интересна в социальном аспекте. Какое искусство любят и понимают просвещенные администраторы всея Руси?

А вот такое: чья ценность проверена, не подвержена исторической конъюнктуре и работает на культуру страны, как нефтяной насос на ее экономику. Выбранный период: вторая половина XIX – начало XX века. Выбранные художники: Тропинин, Ге, Репин, Семирадский, Малявин, Коровин, Маковские, Айвазовский, Бакст, Кустодиев, Васнецов, Сомов. Из авангардистов – бубнововалетовцы Аристарх Лентулов, Давид Бурлюк. Когда я спросил у директора галереи Владимира Назанского, отчего мастеров нового искусства так мало, он ответил, что это вопрос повестки дня и над ним работают. Понятное дело: чтобы администрация поверила беспредметничеству, должно пройти время. Шоковая терапия в эру стабилизации ни к чему.

Привезенная выставка очень напоминает те, что регулярно сменяют друг друга в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, заполняя программу «Золотая карта России». Тот же набор: Тропинин – Шишкин – Маковский – Левитан – Кустодиев...

Однако выставка из Югры имеет дополнительный бонус: она собиралась за последние десять лет и произведения закупались на крупнейших аукционах «Сотбис» и «Кристис». 

То есть мы видим некую модель типичной коллекции, которую за последние годы благодаря этим аукционам можно собрать. Уровень ее в общем средний. Однако для настоящих ценителей есть свои радости, открытия и сюрпризы. В частности, полотно специалиста по вихрящимся алым сарафанам русских баб Филиппа Малявина. Представляет оно автопортрет художника с женой и дочерью и выполнено в разухабисто-блескучей салонной манере.

И вот вам сюжет: где сходятся полярности, где передвижничество выворачивается наизнанку буржуазной бижутерией?

Восхищением для глаза было увидеть две картиночки любимого «российского Остаде» Леонида Соломаткина, наблюдавшего кукольную пантомиму жизни во всех ее ювелирных подробностях. Как всегда породисты графические портреты Константина Сомова. Еще один исторический парадокс на анекдотическую тему («Не переименовать ли нам улицу Бродского в улицу Бродского»?) представляет полотно директора советской Академии художеств 30-х годов в Ленинграде Исаака Бродского. Экспозицию из Югры украшает его ранний символистский опус «Сказка» с живописным вуалевым маревом, диковинными павлинами и антикварными итальянскими улочками. Вот и не подумаешь, что пиит официозной ленинианы начинал как вполне обаятельный живописец. Узнаем мы эти штрихи истории благодаря приятным случайностям свободной от догм традиционного музея коллекции.



Источник: "Время новостей", №112, 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
09.09.2020
Арт

Как уральские художники захватили Москву

В экспозиции довольно очевидно раскрываются несколько "уральских" тем. Первая из них – тема индустриального города. Уральский фотограф Фёдор Телков в своей фотосерии «36 видов» запечатлевает виды гигантских терриконов под названием «Капитальная 1» и «Капитальная 2», оставшихся после производства по добычи меди в городе Дегтярске.

Стенгазета
12.06.2020
Арт

После смерти

Весь мир становится как будто большой мастерской, где каждый художник творит, вдохновляясь тем, что появляется сейчас или уже было создано. В работе Егора Федорычева «Дичь» на старом рекламном баннере в верхней части нанесены краской образы картин эпохи Возрождения, которые медленно стекают вниз по нижней части работы.