30.05.2007 | Музыка
Герцог почтет за честьВ Люксембурге завершился конкурс дирижеров имени Евгения Светланова
Конкурсы дирижеров - явление редкое, во всем мире их раз-два и обчелся. Новый конкурс дирижеров имени Евгения Светланова, который завершмлся на днях в Люксембурге, удостоился не меньшего почета и внимания, чем состоявшийся в разгар конкурсных событий визит в эту страну президента Владимира Путина.
«Представляете, великий герцог Люксембургский Анри вообще очень редко принимает делегации и в лучшем случае - на несколько минут, - рассказала Нина Александровна Светланова, вдова великого дирижера. - А нам уделил целый час! Вышел - всех затмил: красавец, любезный, обходительный.
Поговорил с каждым: и с членами жюри, и с участниками конкурса, и со мной, конечно. Сказал не только, что счастлив принимать у себя такой конкурс, но что почтет за честь, если имя такого музыканта, как Светланов, будет причастно к музыкальным событиям в их стране и если конкурс будет проходить тут регулярно».
Судя по первому опыту, в Люксембурге для конкурса имени знаменитого русского музыканта есть все условия. Прежде всего - великолепный оркестр под руководством Эммануэля Кривина, ежедневно по нескольку раз игравший с конкурсантами Бетховена, Чайковского и Рахманинова. Прослушивания проходили в зданиях консерватории и филармонии, которые иначе как дворцами не назовешь: оба - хоть сейчас на какую-нибудь архитектурную премию за изящество дизайна и функциональность, а главное - за безупречную акустику.
«Мысль об учреждении конкурса дирижеров была одной из последних идей Евгения Федоровича Светланова, которые он высказал незадолго до своего ухода и которые мы воспринимаем как его творческое завещание,
- рассказала директор конкурса Марина Бауэр, импресарио, работавшая со Светлановым многие годы. - Мы выбрали Люксембург потому, что эта страна до сих пор не имела крупного музыкального события, оказалась в нем заинтересована и создала возможности организовать все на том высочайшем профессиональном уровне, который устанавливал Светланов. Бургомистр города Пауль Хельмингер, руководители конкурса Рене Керинг и Эжен Прим уверены, что именно это событие обеспечит Люксембургу авторитет одного из международных центров современной культуры».
Об уровне участников тут позаботились тщательно. Из 150 подававших заявки отобрали 18 соискателей. Во второй тур прошли 10, к финалу допустили четверых. С самого начала лидерство держал 36-летний испанец Роберто Форес Весес, увлекавший звуковой мощью и масштабом интерпретаций. В волевом напоре, самобытности и зрелости трактовок с ним соперничал 37-летний француз Жан-Люк Тэнго - ученик Мануэля Розенталя, которого, в свою очередь, учил сам Морис Равель. Увы, в финал Тэнго почему-то не пропустили.
Казалось, первое место займет либо Форес Весес, либо 26-летний болгарин Россин Гергов - воспитанник знаменитого Сейджи Озавы. Гергов блестяще передал темперамент и стиль Бетховена, сумел найти тонкие акценты в обязательной пьесе «Рассвет в поле», сочиненной Светлановым, точно подчеркнул драматизм и «колокольную» природу звуковых образов Рахманинова, захватывающе провел «Жар-птицу» Стравинского.
Жюри под председательством Владимира Ашкенази сильно насмешило наблюдателей, оставив Гергова без премии. И, пожалуй, обидело легендарного немецкого дирижера Курта Мазура: его ассистентка - одаренная, старательная и трогательная Дебора Вальдман - также была допущена в финал лишь для того, чтобы остаться без награды.
В итоге первую премию (15 тысяч евро) не присудили. Вторая (10 тысяч евро) и приз публики (5 тысяч евро) достались профессиональному, но ничем не примечательному 27-летнему англичанину Бенджамину Эллину. Третья (5 тысяч евро) - Роберто Форес Весесу. Прочим осталось утешаться мыслью, что многие великие музыканты, в том числе и сам Светланов, не являлись лауреатами каких бы то ни было конкурсов.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.