16.04.2007 | Балет
Лебедь с мотоцикломКитайская балетная труппа станцевала балет Чайковского вверх ногами
Шанхайское балетно-акробатическое шоу «Лебединое озеро» на музыку Чайковского, снова с триумфом показанное на сцене Государственного Кремлевского дворца год спустя после его первых гастролей в России, - зрелище впечатляющее и поучительное. Это монтаж фирменных чудес китайского цирка и боевых искусств, отточенных до такой степени совершенства, что дальше некуда.
Остается последний ход: вписывать всевозможные перелеты акробатов с шеста на шест, извивы женщины-змеи, кульбиты артистов внутри вращающихся колес, эквилибристику на канате, моноциклах, мячах и прочие трюки в некий сюжет, повороты и драматические ситуации которого усилят впечатление от мастерской физической работы.
Либретто балета Чайковского, использованное на сей раз в этих целях, не подвело. Оно слегка трансформировано в путешествие принца-европейца по Азии. Герой наблюдает акробатические чудеса, но останавливается лишь в Китае, при виде заколдованной девушки-птицы. В главных ролях - культовые в Китае артисты Вэй Баохуа (Принц) и У Чжэндань (Девушка-лебедь). Оба начинали карьеру в спортивной акробатике и завоевали титулы чемпионов мира. Оба - обладатели высших китайских государственных наград в области спорта и исполнительских искусств. «Лебединое озеро» выстроено вокруг их эксклюзивных эквилибристических элементов, удостоенных Первой премии за исполнительское мастерство на Седьмом фестивале искусств Народно-освободительной армии Китая и первой премии «Золотой лев» на пятом Всекитайском конкурсе циркового искусства в 2000 году. Партнерша, стоя на пуантах на плече партнера, делает поворот на одной ноге на 180 градусов (вариант фуэте). Кроме того, стоя на пуантах у него на голове, она отводит ногу вперед до вертикального шпагата, отводя корпус назад и касаясь головой опорной ноги.
Кроме того, по ходу спектакля артисты исполняют фрагменты партий Одетты и Зигфрида в классической петербургской хореографии, дополненной акробатическими элементами.
Остальное - дело рук и ног уникальной шанхайской труппы, основанной в 1951 году. В ее составе 210 человек, включая акробатов и балерин. Они танцуют на канате, батутах и шарах, образуют живые пирамиды, жонглируют, ездят на роликах, кружатся в воздухе на растяжках и хохмят. Знаменитый "Танец маленьких лебедей" здесь исполняют на руках четыре акробата в костюмах зеленых лягушат вместо балетных пачек. Однако в качестве «последнего китайского предупреждения» здесь выступает все же сюжет «Лебединого озера». Это тоже цирковой эффект, причем самый сильный. Привлекает публику именно он. Ведь все идут смотреть не на трюки как таковые, а на то, как китайцы конвертируют друг в друга Восток и Запад, танцы и акробатику, цирк и театр.
В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.
Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.