12.04.2007 | Арт
Легко ли быть примечанием?Итоги Второй Московской биеннале современного искусства
Закончился второй международный форум современного искусства в Москве. Придуманная командой международных кураторов тема воспринималась сложно, расфокусированно, дисперсно: «Примечания: геополитика, рынки, амнезия». Заведомо был выбран нелегкий сюжет о способности существования искусства в постиндустриальном мире.
«Время новостей» подводит итоги биеннале. В центре внимания пять проблем. Первая -- способность главных проектов Второй Московской биеннале выполнить миссию медиума новых смыслов искусства. Вторая -- адекватность реакции критики в СМИ. Третья -- выбор площадок основного проекта фестиваля. Четвертая -- встроенность Московской биеннале в международный контекст. По этим четырем проблемам высказываются авторитетные специалисты: по проблеме контекста -- Екатерина Деготь, международный куратор, теоретик современного искусства, по проблеме экспонирования -- лидер концептуальной архитектуры России Юрий Аввакумов, по проблеме смыслов -- теоретик современного искусства Александр Евангели, по проблеме реакции СМИ -- главный на сегодняшний день коммуникатор между российским и западным арткомьюнити, переводчик большинства издаваемых сегодня в России каталогов, журналов и книг на английский язык, американский критик Брайн Дройткур. Наконец, пятая проблема -- реакция на выставки фестиваля со стороны основной части публики -- студентов различных московских вузов. Этот раздел формировался благодаря блогам «живого журнала».
«Общее впечатление: бред заоблачный... Очень смешно. Очень советую!»
В непосредственной реакции «блогеров» на основной проект биеннале и на выставку «Верю» можно выделить несколько наблюдений. Первое: эмоции по отношению к увиденному в основном благожелательные. Второе: ответственных критических суждений мало, в основном высказывания можно охарактеризовать как наивную радость неофита. Одну из предполагаемых причин назвала в своем тексте Екатерина Деготь: организаторы в большей степени заботятся о светском имидже фестиваля, а не о его интеллектуальном мессидже.
На мой взгляд, отсутствие аналитических суждений объясняется и специфически российской необразованностью публики в вопросах современного искусства. Оно все еще для нас сфера элитарная.
Третье впечатление: вопреки мнению требовательных экспертов, места проведения в сознании молодых зрителей оставили куда более сильное впечатление, нежели собственно выставки. Смачно описана и разруха на «Винзаводе» и авантюрные путешествия по стройке башни «Федерация». Четвертое наблюдение: ругают не столько искусство (за средний уровень, вторичность и т.п.), сколько небрежную организацию выставок. Наконец, пятый момент: большинство общающихся желают посещать подобные фестивали впредь.
P.S. Стиль оставлен в авторской версии, пунктуация и орфография приведены в норму
calimoxo.livejournal
Путь к башне «Федерация» оказался достаточно сложным. Он пролегал через многочисленные стройки, гаражи, грязь и полчища гастарбайтеров... Каски нам выдавать отказались.
Выставка очень порадовала. Хотя смотреть многочисленные видеоинсталляции продолжительностью от шести минут до 2 ч. 45 мин., честно говоря, ломало. Запомнился только один мувик. Очень запомнился. Снят неким польским гением (речь идет о видеоработе Артура Жмиевски KR WP. -- Ред.). Участники -- военные из какого-то почетного полка. Вначале они в форме маршируют. А потом голые. Очень голые. Очень голые, но с оружием и с улыбками. Смысл типа в том, что под военной формой прячется беззащитное нагое тело... как-то не эстетично.
А еще один "экспонат", на это раз итальянского производства: клетка. В клетке -- мужик. Живой. С газетой "Известия" (перформанс Джанни Моти. -- Ред.). Сидит читает. У меня, к сожалению, никакого хавчика с собой не было, а то я бы его покормила (таблички "Не кормить" не было).
flamingovv
II Московская биеннале современного искусства для меня лично была:
-- Ненормальными и талантливыми, неоднозначными, по всем параметрам, Пьером и Жилем в "Манеже" -- эксгибиционисты на свободе творчества.
-- Отдельными комнатами любопытного самого по себе «Винзавода» с концептуально-эмоциональными экспозициями о мире вокруг планеты нашей и молодежью, которая, казалось, только покинула ночные заведения...
-- Окончательным пониманием провоцирующего взаимонепонимания русских и американцев на четвертом этаже ЦУМа...
-- Новой Москвой (того Нью-Йорка, видного из окна моей комнаты) района башни «Федерация», внутри же на 19--21-м этажах (оттуда кинула ответный взгляд на свой дом) полтора часа вкушения самых разных, иногда даже очень ненавязчивых (что плюс), аудио/видео/графико/худо/светоконцепций авторов всего евроазиатского мира.
-- Несколько вылизанной формализацией Современного Искусства в Ермолаевском переулке.
-- Малюсенькой галереей Fine Art с представлением сновидений от Маши Шубиной, уютно-трогательно-фантазийно.
Значительно сильнее Первой биеннале.
аelinel
Самое, наверно, концептуальное в биеннале современного искусства то, что она проводится в недостроенном небоскребе в недостроенной же «Москва-Сити».
Вообще современный облик имеет вся «Москва-Сити», даже, пожалуй, слишком современный для Москвы. Начиная с футуристического почти бесшумного поезда на Филевской ветке (побольше бы таких) и не менее футуристической, из камня и металла, станции «Международная» и заканчивая конструкцией башни "Федерация".
Что до самого биеннале, то не впечатляет. И дело не в понимании современного искусства, просто как-то все...бледненько на самом деле. Это, разумеется, не Tate Modern, и не стоило ждать ничего подобного, но действительно сложно назвать хотя бы одну запомнившуюся инсталляцию, неважно, в хорошем или плохом смысле запомнившуюся.
lukozavr
В ячейке напротив пункта "2-я Московская биеннале современного искусства" ставим галочку. Если кратко, то понравилось, хотя темп, взятый с момента входа на выставку, шел вразрез с биоритмом самой биеннале, где почти каждая инсталляция требовала проникновения во внутренний мир автора, и оно (проникновение) не могло получиться быстрее чем за пять-семь минут.
https://svetik-v.livejournal.com/
Ребят, это нечто! Строооооойка!!!! супер -- лифт! -- мы даже покрасили стены, позвенели колокольчиком, послушали классную музыку, залезали в запретную зону, пока никто не видел («посадки на лифт нет»), будто побывали в старом кинотеатре, посмотрели классные видеоролики (никогда не забуду этих мужчин с автоматами и невозмутимыми лицами, хых!!!). И там еще очень много всего интересного, яркого, необычного, странного, непонятного... Мы были не против остаться там на ночь и сфотографировать все что только можно. Если было бы можно, мы бы еще с огромным удовольствием полазили по стройке. Закат был замечательный.
https://zoba4ka.livejournal.com/
Дошли до шлагбаума с ментами и уже почти было прошли, как услышали голос одного из них: "Вы на выставку?" Мы: "Каэшна", он: "Билеты там, за углом". Делать нечего, развернулись, пошли обратно гулять в поисках еды и батареек. Но у кассы все-таки остановились поинтересоваться, что за выставка такая. Оказалось, биеннале современного искусства. А поскольку про современное искусство я слышала очень много плохого от людей, которые ни хрена ни в чем не понимают, решила поинтересоваться и стоимостью билета. 100 руб. Смотрю на Энки, он всем своим видом показывает, что ему лично пох... куда идти, да хоть на выставку. Взяли по билету и пошли. И, господи, если бы вы видели лица тех ментов!.. Они улыбались нам, показывали дорогу до каждого следующего поста с другими ментами, которые указывали нам путь к следующим и почтительно открывали перед нами двери... Но все хорошее когда-нибудь кончается, как кончился и коридор из вежливых ментов. Кончился он наружным грузовым строительным лифтом, где терпеливо ждала подъема кучка хиповатого вида молодежи... в лифт с бодрым возгласом "Дык шож вы, сами б давно поехали!" заскочил веселый строитель, закрыл прозрачные створки, понажимал на зеленые кнопочки, и лифт сначала медленно, а потом все быстрее полетел вверх. В такой ситуации, пожалуй, даже подойдет слово "взмыл". Конечно, было страшно, но вид, открывшийся этаже на 20-м покрывал все страхи вместе со 100 руб., отданными за билет. Лифт доехал до положенного этажа, и нас впустили в здание башни "Федерация" (никогда не входила в дом сразу на 46-м этаж...). Но на выставку мы сразу не попали, пришлось еще погулять мимо тетушек, указывавших нам дорогу, но уже не так вежливо, как наземная милиция...
Но удовольствие мы получили колоссальное, а я даже чуть не получила колоссальный инфаркт, когда стояла в одной из черных комнат и разглядывала находящуюся там довольно мрачного вида инсталляцию. Кто-то крикнул "Закрываемся!!!" как раз когда я самозабвенно ловила "катарсис", чем спугнул и "катарсис" и меня в целом.
koriyya.livejournal.com
Честно -- странная штука... Разнообразие художников и творческих направлений, которые представлены в рамках выставок основного проекта и специальной программы «Биеннале современного искусства», а также персональные выставки специальных гостей по идее должны познакомить с тенденциями российского и зарубежного современного искусства... Может, и знакомят. Но параллельно шокируют, загоняют в ступор и приводят к изменению сознания.
Я зашла в метро и долго не могла отогнать от себя ощущение, что вокруг что-то не так, не нормально. Прошло, когда меня "внесли" в вагон, наступили пару раз на ногу, короче, вернули меня в реальность. Спасибо.
В голове каша, в душе шквал различных эмоций от восхищения до отвращения и одно желание -- выбраться еще на одно место проведения выставки.
Jiang Li -- о выставке «Мы ваше будущее» (современное искусство Китая и Латинской Америки) на «Винзаводе»
В целом впечатление от выставки однозначным не получается. С одной стороны, количество представленных авторов и их имена не могли не вселить в меня оптимизм, и, бодро шагая на открытие, я точно знал, ради чего я пробираюсь через огромные лужи.
Большинство из этих художников внесли важный вклад в то, что китайская культура перестала восприниматься как экзотика, и китайское современное искусство стало равноправным участником общего артпроцесса. И особенно важно, что в этом мейнстриме они не потеряли своей индивидуальности.
Таким образом, их показ в Москве позволил и отечественным художественным кругам лучше узнать процессы, происходящие в современном искусстве в целом. Тематика работ довольно разнообразна, что позволяет сложить первое представление о китайском современном искусстве.
С другой стороны, выглядит это, конечно, не очень -- во-первых, действительно хороших работ мало, а некоторые из заявленных работ отсутствовали по причине проблем с таможней. Во-вторых, в маргинальных интерьерах «Винзавода» современное искусство ощущается маргинальным вдвойне, усугубляется это полным отсутствием какой-либо справочной информации, ублюдским оформлением подписей к работам и прочей халтурой организаторов, сильно портящей настроение.
На мой взгляд, как китайская часть выставки «Мы -- ваше будущее», так и весь этот проект, а также остальные проекты биеннале, проходящие на «Винзаводе» (а их там не один вовсе) можно смело обозвать довольно средним уровнем современного искусства. Конечно, есть более или менее интересные работы, но, к сожалению, общего впечатления они не меняют.
new_ars
Общее впечатление -- бред заоблачный... настолько, что нам часто становилось просто не по себе... Очень смешно, очень советую.
Вдвойне советую людям с фотоаппаратами... заряд творческой энергии однозначно!
И идите в компании... друг друга пофотайте...
Перед выставкой бухните -- мы бухнули, советуем...
В общем, удовольствие получите!
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.