Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.02.2007 | Арт

Куда юному художнику податься?

Молодое русское искусство в ЦДХ и в галерее "Зураб"

   

Доказательством бесплодности отечественных кузниц арт-кадров стали две помпезные столичные выставки.

 

И чтоб без баловства

К 250-летию Академии художеств Союз художников России осуществил в ЦДХ проект "Молодые художники России". Экспозиция, состоящая из двух тысяч работ, занимает весь третий этаж Дома художника. А на всероссийский конкурс-отбор было прислано десять тысяч (!) заявок. Вот масштаб, вот размах, вот, честное слово, репрезентативность.

Если поверить в убедительность мероприятия, то можно с легкой горечью констатировать: наше сегодняшнее искусство находится в беспробудном кризисе.

Представлены почти все возможные жанры - живопись, графика, скульптура, плакат, даже декоративно-прикладные безделушки и духоподъемная иконопись. Однако от скуки сводит скулы, а замылившийся глаз с трудом реагирует на островки оригинальности в море шпалерной развески. Тем более что и островки эти за редкостью своей никак не складываются в архипелаг. Море, тихое море, даже океан в штиле за отсутствием стиля.

Самое главное наблюдение - полное отсутствие нефигуративных форм, проще говоря, абстракции (если не принимать в расчет призрачные разводы на батиках и орнаменты на ковриках).

Тут есть две версии: одна - хорошая, другая - плохая.

Первая: продвинутая критика столь долго твердила, что всякие ромбики, прямоугольники, легкие взмахи кистью, эксперименты с формой вместо содержания давно перешли в разряд коммерциализированного салона, что молодежь приняла эти слова на веру. Но только за отсутствием оригинальных идей в эпоху "искусства после философии" вернулась к привычному традиционализму, который опять и в мировом контексте поднимает понурую голову.

Примечание 1. В России эта голова и так не собиралась опускаться, а ведь всякие соматические упражнения способствуют кровообращению. Так что имеем то, что имеем.

Вторая: Союз художников России борется за сохранение реалистических традиций. И отборочный комитет во главе с В.М.Сидоровым сделал ставку на фирменный трейд-марк. Чем доказал его несостоятельность.

Примечание 2. Ну а к чему тогда изящная инсталляция "Даная" Георгия Кузнецова из Ставрополя - советские копейки на лесочках, имитирующие золотой дождь? Или весь раздел плакатов, где, кроме трех юбилейных портретов Шолохова, есть еще фото козла с подписью "Если будешь драться, я буду бодаться"?

Итоги конкурса понуждают склониться к версии второй. Премии выставки получили картины под названиями "Молитва матери", "Весна", "Прощай, детство", тканое панно "Рыбак", икона "Божия матерь Одигитрия" etc.

Фундаментальность торжественно победила.

Но сия помпезность столь убога, что совершенно непонятно, куда ее пристроить. Все ругаться будут - от патриарха до секуляризированного искусствоведа.

 

Баловство, и только

Московский музей современного искусства открыл еще одну выставочную площадку - галерею "Зураб" на Тверском бульваре, в помещении бывшей мастерской своего директора З. К. Церетели. Для первого вернисажа взяли проект дизайнера, модельера, светского персонажа и в чем-то художника Андрея Бартенева "Люби кутюр". Он в прошлом году выпустил в издательстве "Книги WAM" книгу "VELIKOLEPNO! Русские иллюстраторы блестящей жизни" - антологию картинок художников к гламурным журналам.

Эти рабы новых технологий за приличные деньги что-то такое броское, яркое, китчевое и фривольное лабают на домашнем компьютере, а потом Бартенев подписывает выведенные на принтере репродукции слоганом "VELIKOLEPNO"!

Экспозиция состоит из бесчисленной череды приклеенных на гипсокартон бумажных распечаток эскизов, заявок, полиграфических макетов, размещенных в алфавитном порядке фамилий авторов. Змейка охватывает оба этажа галереи. Она длинна, как смерть ракового больного. Знаешь, что бессмысленно длить свой земной путь, но цепко хватаешься за последние отпущенные дни. Так и здесь - смотришь на эти бесконечные ряды однообразной попсы, понимаешь, что откровения не будет, но смиренно плетешься на второй ярус: "А вдруг чудо?" Чудес в технократическую эру не бывает. Их имитируют - как сам Бартенев устроил из вернисажа заводной перформанс-дискотеку, но только для своих обдолбанных почитателей.

И тем самым показал себя настоящим художником.

Берешь какую-то дрянь, называешь ее искусством, "крышуешь" своим общепризнанным именем, валоризируешь мусор и сидишь на вершине мусорной кучи с гордым выражением лица, поплевывая на стоящих внизу.

Примечание 3. В глянцевой, бесконечно длящейся эпопее участвовали в самом деле достойные участники актуального арт-процесса вроде Ильи Пиганова (представлен репродукциями своих старых работ, не имеющих отношения к иллюстрациям журналов), Ростана Тавасиева (эскизы неосуществленных инсталляций с мягкими игрушками) или самого Андрея Бартенева (остроумные фотоколлажи). В принципе, могут - когда хотят.

 

Размытый остаток

И что - Союз художников или гламур? Сидоров или Церетели? Овладение компьютером или мастихин? Современная художественная ситуация не дает ответа. А мы по-старчески, по-сталински скажем: "Оба - хуже". И зададим иной вопрос: "Искусство - или...?"



Источник: "Культура" №06 (7567) 15.02.2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.