08.02.2007 | Арт
Симпозиум оглашенныхЗастоявшиеся пары винзавода помогают обрести веру
Выставка "Верю" - "проект художественного оптимизма", как оригинально определяют ее жанровую разновидность организаторы, - еще до своего открытия в новом московском арт-центре "Винзавод" на задах Курского вокзала стала сенсацией сезона. С июня прошлого года в неотапливаемых краснокирпичных подвалах-ледниках здания, построенного более ста лет назад князьями Голицыными, а затем в самом деле превращенного в винохранилище, проходили встречи участников будущей выставки, собеседниками которых были философы, культурологи, теологи. На эти камлания ходили избранные энтузиасты, но в столичном арт-сообществе слышали о них, удивляясь, практически все. Как и о том, что бывший "человек-собака", радикальный акционист-эксгибиционист, профессиональный провокатор и отличный художник Олег Кулик неожиданно задумал проект про Высокое: про "религиозное откровение", про "сакральные переживания", про "сильные эмоции", про "личную веру", хоть и необязательно связанную с определенной конфессией. Сам Кулик ограничился общей идеей выставки и ее кураторством-экспозиционерством, на год отрекшись от непосредственной творческой деятельности и отказавшись от показа на "Винзаводе" своих работ.
Но именно "сильные эмоции" Кулика-куратора превратили разношерстную экспозицию в спорное, странное, неудобочитаемое, но громкое высказывание, звучности которому прибавили гулкие своды уникальных пространств "Винзавода".
В его таинственных подвалах всякий самый ироничный и циничный, сделанный на правой коленке левой ногой проект любого художника приобретает мистическое измерение, дополнительный смысл и требовательность по отношению к зрителю. Последний чувствует, что обязан разобраться, вчувствоваться, вдуматься во все представленное. Внимательно рассмотреть все 59 работ. Прочитать 500-страничную книгу диалогов с художниками под названием "Xenia, или Последовательный процесс". ("Xenia" в переводе с латыни - "подарки гостям", но по объему и насыщенности сей талмуд - чисто троянский конь.) А главное, найти свой смысл в этом проекте, где лирика соседствует с декоративизмом, философский посыл - с легковесной шуткой, богоискательство - с отчаянным атеизмом. А главное, хорошее искусство - с дилетантизмом и халтурой.
Однако в этой вселенской и даже безграничной (то есть тематически переходящей в запредельные пространства) смази хочется копаться, что редко случается на групповых выставках, участники которых не соблюдают строгих тематических рамок.
Кулик, кстати, и не требовал сохранения регламента (каждый художник предложил то, что ему хотелось). Но ему удалось невозможное - добиться зрительского соучастия, даже если зрителю (не скажу за всех, но лично мне) глубоко антипатичны всякие дилетантские неоконсервативные искания сегодняшних мастеров культуры.
В подвальной экспозиции в самом деле есть работы, соответствующие названию "Верю". Например, атеист, марксист, но при этом эстет и любитель классики Дмитрий Гутов всю стену занял фоторепродукцией фрагмента картины XVI века "Мертвый Христос" Андреа Мантеньи - ноги с ранами от гвоздей, перед которой всякий смертный ощущает свою преходящесть и никчемность. Авторы сознательно китчево-халтурных полотен Александр Виноградов и Владимир Дубосарский показывают фоторепродукцию отреставрированной ими в студенческие годы фрески XVIII века "Падение Вавилона" (см. фотографии.) Герой Малой Грузинской, живописец-фотореалист, подсевший на компьютер, Константин Худяков представил похожую на посмертную маску скульптуру, которая путем видеопроекции превращается то в Христа, то в Ленина, то в Сталина - и при этом застывшими губами твердит: "Не верю".
Автором одного из лучших проектов стал концептуалист Юрий Альберт. Его работы нет на выставке, но в пресловутой книжке "Xenia" он попросил издателей везде заменить слово "искусство" (которое, как вы понимаете, встречается там очень часто) на " -ск-сств-" - как в сакральных текстах, где не пишется имя Бога, а в иудаизме даже запрещено его произносить.
Однако же это детали.
Проект удался в своей неопределяемой целостности, в которой дух сильнее фактуры. Даже это не дух, а застоявшиеся пары бывшего винзавода.
Но вот только выставка включена в рамки 2-й Московской биеннале современного искусства, открывающейся в марте. Тогда же приезжают и важные иностранные гости, которым неофитский всплеск русской духовности непонятен и чужд. Кулика-собаку они знают и любят. Поймут ли они мутные искания Кулика-мессии? Или успешный (хотя бы по количеству вернисажных гостей) проект "Верю" останется товаром сугубо внутреннего потребления?
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.