Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.01.2007 | Дизайн

Золото дурака

Лондонские игры (часть вторая)

   

Иллюстрации публикуются с любезного согласия Кэролайн Эванс.

В сентябре 2001 года в Лондоне при финансовой поддержке влиятельного грантодателя - Совета по исследованиям в области искусства и гуманитарных наук (AHRB - The Arts and Humanities research board) стартовала программа «Мода и модерн». В течение трех лет эта программа осуществлялась на базе колледжа Сен-Мартин и лондонского колледжа моды. Студенты, преподаватели и академические ученые этих колледжей провели целую серию концептуальных акций, пытаясь пересмотреть традиционные формы функционирования моды в городской среде.

Их не устраивали сложившиеся стереотипы: дизайнер делает одежду, она демонстрируется на дефиле, затем раскупается состоятельными клиентами  или поступает в  бутики; ученый пишет книгу о моде, обсуждает в узком кругу коллег, делает доклад на конференции, затем книга оседает на полках книжных магазинов в разделе «Издания по искусству»…

В этих схемах продукты труда – одежда, книги –  в итоге отчуждались от конкретных людей, здесь и сейчас работающих в городе. Идея состояла в том, чтобы стать «ближе к народу», вернуть моду в городскую среду, а точнее, в свой район, где как раз расположен колледж Сен-Мартин – на Чэринг Кросс Роуд. Такого рода идеи сейчас достаточно популярны, отражая настроения антиглобализма, особенно распространенные в британской университетской среде, традиционно склонной к левым политическим взглядам.

Наиболее подходящим жанром для осуществления этого замысла оказались выставки, инсталляции и уличные перформансы на Чэринг Кросс Роуд, в которых использовались все современные виды медиа и искусств: кино, фотографии, видео, анимация – и все происходящее, разумеется, тщательно документировалось.

Исследователь моды Беки Конекин (Becky Conekin) провела серию интервью с телезрителями известной программы Би Би Си «What not to wear» (наш клон – программа «Снимите это немедленно»). Собеседники Беки, как выяснилось, были далеко не в восторге от моралистического пафоса передачи и строгого тона ведущих. Видеозапись этих интервью показывалась в фойе колледжа Сен-Мартин, иллюстрируя разрыв модной догматики и обычных потребительских предпочтений, ограниченность  жестких нормативных суждений в духе «хорошего вкуса».

Выпускница колледжа дизайнер Лиза Стид (Lisa Stead) решила преодолеть отчужденность одежды от человека, представив на суд публики свой проект «Эмоциональный гардероб» – интерактивную одежду, отражающую настроение владельца.

С помощью электроники она добилась, что платье меняет цвет в зависимости от чувств хозяйки, что продемонстрировала актриса, специально приглашенная для участия в перформансе.  «Одежда должна быть непосредственно связана с личностью», – убеждена Лиза Стид, а если мы особо не размышляя следуем навязанным извне нормам, результат чаще всего оказывается плачевным: гардероб, намертво забитый вещами, которых никто не носит или одевают крайне редко. Такой гардероб – печальный символ блокирования собственных инстинктов, аналог транспортной пробки.

Один из наиболее радикальных проектов в серии «Мода и модерн» – «Золото дурака» (Fool's gold) преподавателя колледжа Сен-Мартин Кэролайн Эванс. О книге «Fashion at the edge» Кэролайн Эванс мы уже говорили в первой статье.  Будучи серьезным исследователем, Кэролайн  обошлась со своими академическими трудами далеко не банальным образом.

Действуя по продуманному расписанию, она стала «распространять» текст своей статьи о моде и модерне в районе Чэринг Кросс Роуд,  решив буквально «донести» свои мысли до людей. В течение четырех дней выдержки из ее статьи были напечатаны на майках, значках и флайерах, которые Кэролайн самолично раздавала уличным прохожим. Некоторые страницы были  разбросаны прямо на Чэринг Кросс Роуд, другие – напечатаны на воздушном  шарике, привязанном к решетке на улице. Часть текста была расклеена на фонарных столбах под видом объявлений. Любопытные могли ознакомиться с разрозненными фрагментами научного сочинения и в местном книжном магазине, где они были выложены на полке, и приглядевшись к бирке на форменной одежде продавца в продуктовой лавочке. Ссылки из статьи были наклеены в виде объявлений в телефонной будке напротив колледжа Сен-Мартин. Наконец, отдельные фразы  проецировались с помощью подсветки ночью на мостовую и были записаны на телефонный автоответчик.

Публика не осталась в долгу, по-своему реагируя на вторжение новых текстов в привычную среду обитания. Проститутки, обычно расклеивающие свои объявления в телефонных будках, восприняли бумажки с научными ссылками как происки конкурентов и оперативно уничтожили странные «визитки» с непонятными адресами. Так «народ» стал реальным участником акции.

В результате всех этих действий удалось совершить авангардный жест – «вписать» текст непосредственно в городскую среду. «А что же дальше?» – звучит резонный вопрос. Дальше эссе Кэролайн, разумеется, «растворилось» в районе Чэринг Кросс Роуд, фрагменты  уже не собрать.  О происходящем напоминает только карта местности, где помечены точки «распространения» текстов и календарь акции. Собрать рассеянный текст теперь – все равно, что искать ветра в поле, или отправиться на поиски мнимых сокровищ, «золота дурака».

Подобные акции, вероятно, могут напомнить нашей публике практику перформансов  отечественных концептуалистов – вспомним хотя бы поездки за город группы «Коллективные действия».  Такие альянсы вполне логичны – в обоих случаях налицо попытка сломать сложившиеся стереотипы за счет умелого использования эпатажа, иронического абсурда. 



Источник: "М-Коллекция", № 4 (55), 2005 (расширенный вариант),








Рекомендованные материалы


12.03.2019
Дизайн

14 феминистских украшений к женскому дню

Дизайнер ювелир Катя Рабей сделала эту концептуальную феминистическую подборку ювелирных украшений специально к 8 марта. Вот, например, Тамар Палей сделала коллекцию украшений, реинтерпретирующих ритуальные объекты иудаизма - но для женщин.

28.12.2017
Дизайн

Новогодний топ. Украшения.

До нового года осталось всего несколько дней, и большая часть подарков уже куплена, но мы подготовили для вас список из семи украшений разной степени ювелирности, которые всё ещё можно успеть купить в Москве, если самого главного подарка по-прежнему не хватает.