25.01.2007 | Новости
Мультфильмы Яна Шванкмайера28-го января, как всегда в 14.00, программа Актового зала "Мультфильмы по выходным" вместе с компанией "Другое кино" представит свой первый сеанс зарубежной анимации - мультфильмы знаменитого чешского режиссера и художника Яна Шванкмайера.
/для взрослых/
В программе фильмы:
МЯСНАЯ ЛЮБОВЬ / 1989
ДРУГАЯ СТОРОНА ЛЮБВИ / 1988
ФЛОРА / 1989
ИГРА С КАМНЯМИ / 1965
ПИКНИК С ВАЙСМАНОМ / 1968
ЕДА / 1992
СМЕРТЬ СТАЛИНИЗМА В БОГЕМИИ / 1990
КВАРТИРА / 1968
ТЬМА-СВЕТ-ТЬМА / 1989
Первая зарубежная программа «Мультфильмов по выходным» посвящена чеху Яну Шванкмайеру, одному из крупнейших и самых оригинальных в мире режиссеров, связанных с анимацией. Мы показываем его знаменитые короткометражки, как те, где оживают предметы, так и те, в которой он использовал живых артистов и пластилиновую анимацию.
Шванкмайер был членом объединения пражских сюрреалистов и, действительно, определение «сюрреалист» - первым возникает, когда видишь его страшноватые, иррациональные фантазии, где вещи всегда побеждают людей, а люди выглядят лишенными разума жалкими и отвратительными игрушками.
Шванкмайер начинал свою творческую работу как театральный режиссер и художник, и это театральное прошлое очень заметно в его работах: и в особой «тактильности» предметов, которые появляются на экране (в том, какие они старые, шероховатые, облупленные, или, напротив, - скользкие, вязкие), в том, как ведут себя его герои (будто на сцене), а часто и в том, как развивается пространство на экране. Он невероятно чувствовал фактуру, соединяя несоединимое, устраивая мрачные метаморфозы: живая плоть превращалась в скрежещущий железный механизм, в голове гипсовой статуи оказывались настоящие мозги, лицо растекалось, как жидкое, лампочка разрушала стену, яйцо разбивало тарелку, вилка гнулась, как фольга, из кухонного крана падали, разбухая, каплями, огромные камни. Жизнь людей и вещей он превращал в аттракцион, но в то же время она была страшновато-обыденной как у Кафки или у По, прозу которых он тоже экранизировал.
Гротескные и саркастические фантазии Шванкмайера повлияли на многих режиссеров и художников – не только тех, что работают с анимацией (как британские авангардисты братья Квей, создавшие даже фильм-приношение мастеру), но и на тех, что снимают игровое кино, и тех, что имеют дело с театром предмета. Кстати, если искать наследников Шванкмайера у нас, то это будут как раз театральные люди - питерская группа "АХЕ", взявшая у знаменитого чеха способ работы с предметом, но не мрачную философию.
25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.
В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.