Б1 Maximum
20.01.2007 | Концерт
Добряки и оптимистыDe La Soul — это абсурдистская лирика, острые речовки и умный КВН, хипповский настрой и черное чувство ритма
3 ноября 2005 года в португальском городе Лиссабоне случилось нечто вроде революции в мире аудиовизуальных технологий. Комик Саша Барон Коэн пошутил шутку и почесал себе подмышки, бордовый бархатный занавес раздвинулся — и на сцену MTV Europe Music Awards вышла виртуальная группа Gorillaz, до того существовавшая исключительно в форме клипов, рисунков и видеопроекций. Черноглазый меланхолик 2D отрешенно пел в настоящий микрофон; шоумен-сатанист Мердок выступал в трусах и фуражке; японская девочка Нудл бренчала на акустике. Изумленная публика внимала всему этому открыв рот — и, кажется, даже оператор церемонии не обратил особого внимания на выскочивших на сцену после припева бойких людей в бейсболках и широких штанах, которые прочитали свой разбойничий речитатив и скрылись за кулисами, оставив авансцену голограммам. Так нью-йоркское трио De La Soul скромно причастилось к еще одной новой эпохе.
Они первыми придумали разбавлять альбом прибаутками и болтологией, получившими название «скит», — теперь шутейское балабольство в перерывах между треками составляет непременный компонент почти каждого уважающего себя хип-хоп-альбома. Одними из первых стали семплировать не только кусочки риффов и битов, но и целые отрезки прекрасных и забытых песен — это привело к тому, что сейчас зачастую куда любопытнее разыскивать сам мелодический источник, чем выслушивать наложенный на него бандитский говорок.
Первыми за это пострадали: лежалая шестидесятническая группа The Turtles подала на De La Soul в суд за незаконное использование своей песни и выиграла процесс, с тех пор любой хип-хоп-альбом вынужден проходить нудную юридическую процедуру «очистки семплов». Они цитировали Генсбура и Джонни Кэша, прикидывались марсианами, несли околесицу, призывали к миру и любви; добряки и оптимисты, они проиграли сражение с наглым гангста-рэпом, но не избежали почетного звания классиков — и с нынешней дистанции их достижения кажутся все более значительными.
De La Soul — это абсурдистская лирика, острые речовки и умный КВН, хипповский настрой и черное чувство ритма. Обложка их первого и лучшего альбома «3 Feet High and Rising», вышедшего в 89-м и немедленно признанного записью на все времена, «Сержантом Пеппером от хип-хопа», наглядно иллюстрирует этот оксюморон: три лохматых негритянских головы на фоне нелепых рисованных цветочков из психоделической эры. De La Soul, официально считающиеся первопроходцами размытого жанра альтернативного хип-хопа, невольно навели мост от рэперов старой школы вроде Грандмастера Флэша или The Sugarhill Gang (от лучших вещей De La Soul возникает близкое ощущение бесконечной вечеринки и вдохновенного рифмоплетства) разом к Black Eyed Peas (та же комедийная феерия) и хип-хоп-проделкам белых людей (те же ерничанье, самоирония и свободное обращение с канонами).
Эта троица никогда не отличалась мастерством читки (и потому, может быть, и проиграла в конкуренции напористым и агрессивным гангстерам); их прелесть состоит скорее в умении затеять словесный балаган, задать настроение, развлечь; De La Soul — это именно что «хип» и «хоп», спорые слова, смешные звуки и расторопные междометия.
Концерт De La Soul в самом грандиозном клубе города значим еще и потому, что, вообще говоря, большие люди из мира правоверного хип-хопа в Москве возникают крайне редко — за минувший год вспоминаются разве что явление короля понтов Фифти Сента на премии «Муз-ТВ» и незамеченный приезд человека по прозвищу Гуру. Сдается мне, что причина тут не только в отсутствии спроса (судя по тому, с какой скоростью плодится русский рэп, этот тезис довольно сомнителен), но и в рискованности подобных предприятий — история с массовым избиением лысыми людьми посетителей концерта Public Enemy вряд ли скоро сотрется из памяти. В этом смысле De La Soul — оптимальный вариант: их хип-хоп — не борьба, но игра, потеха, и, насколько можно понять из фрагментарных концертных видео на YouTube, задать мажорный тон они по-прежнему умеют на славу. Конечно, нелепо было бы предполагать, что бойцы, считающие сам иной цвет кожи поводом для насилия, будут разбираться в месседже и интенциях, но не о том и речь; De La Soul во всяком случае разоружают подобные притязания идеологически: какая уж тут война крови, когда вот они, ценности, — мир, дружба, бубль-гум.
Александр Горбачев, 11 января 2007
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.