Квартирная галерея "Черемушки", до 31 декабря
21.12.2006 | Арт
Барышня и хулиганАгрессия в орнаментальной обработке
Казалось бы, в квартирных выставках нет никакого смысла. Раньше художникам нужно было скрывать свой авангардизм от государственной цензуры. Теперь выставочных залов больше, чем художников, и не возбраняется экспериментировать почти со всеми темами и материалами. Однако не все так благополучно — теперь художникам диктуют свою волю галеристы и кураторы, делая их заложниками собственного стиля. И художникам снова приходится скрываться, теперь от мейнстрима и коммерции. Художник Кирилл Преображенский сделал галерею в собственной квартире — квартирную галерею «Черемушки».
Первой стала выставка Елены Ковылиной. Она девушка упрямая, из года в год занимается неприбыльным для галеристов делом — перформансом.
Перформанс не продашь, документация — фотографии и видеосъемки — не слишком привлекает коллекционеров. Ковылина нашла интересный выход — она стала рисовать свои перформансы на холстах.
Но дело тут не только в адаптации перформанса к рынку — ей интересна сама возможность фиксировать свои перформансы без посредника, а по-другому этого не добиться — через глазок объектива всегда смотрит кто-то другой. Но что еще важней, так это то, что, рисуя, можно додумать начатое в реальности — так фиксация сделанного перерастает в новый проект. На сей раз Ковылина разбирается со своим перформансом в галерее XL, где она вышла на ринг в боксерских перчатках и вызвала всех желающих на поединок. Пару художников в легком весе она победила, но нужный результат не был достигнут, и все так и осталось бы понарошку, если бы не известный исследователь русского мата, богатырь Плуцер-Сарно, который отправил ее парой точных ударов в нокдаун, явив наглядно войну полов. Теперь Ковылина нарисовала сцены поединка между боксером-мужчиной и боксером-женщиной на милых настенных ковриках.
Между линиями узора считывается полупрозрачное изображение фигур, сквозь знак семейного уюта проглядывает драма.
Узоры здесь — еще и иллюстрация теории о том, что орнаменты рождаются в тоталитарных обществах и несут в себе скрытую агрессию. Кроме того, Ковылина наложила на видеосъемку своих поединков эффект зеркала, также превратив его в орнамент. Центр зеркального видеоэффекта иногда смещается, и мы перестаем видеть одного из противников. Получается, человек бьет свое собственное отражение. Выглядит реалистично.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.