27 октября - 27 ноября
08.11.2006 | Арт
Сувениры-уродцыНу зачем, скажите, Сталину могла понадобиться прялка?
Выглядит это торжественно, как Оружейная палата. Трогательно и нелепо, как полочка в бабушкином шкафу, где перед книгами стоит подаренная внуками мелочовка: снеговичок из ваты, ракушка, привезенная из Крыма. Народы преподносили вождям похожие подарки — столь же непрактичные, зато сделанные с любовью. Извращенной любовью жертвы к палачу.
Куратор Ольга Соснина, одна из тех, кто систематизировал эти сувениры-уродцы, говорит, что выставку нельзя воспринимать как собрание курьезов: здесь «такие абстрактные понятия, как советская ментальность, социальная иерархия и технология власти, обретают предельную убедительность экспоната — материальной вещи, артефакта, документа».
Архитекторы Евгений Асс и Константин Ларин в обоих разделах выставки — «Картография власти» и «Хронология власти» — визуализировали сами понятия пространства и времени. В хронологическом зале — серый стенд в форме спирали, образе развития, который так любили использовать Энгельс и Ленин. Снаружи спирали — презенты от глав иностранных государств и участников зарубежных коммунистических движений: гобелен знаменитого французского мастера Жана Люрса, коммуниста; преподнесенная Хаммером Ленину в 1925 году статуэтка обезьяны, сидящей на трудах Дарвина и держащей в руке человеческий череп. Здесь же — подарки от заводов и фабрик: модели производственной техники, служившие своеобразным отчетом о проделанной работе. На внутренней поверхности спирали — персональные подарки от граждан, представленные как история жизни обобщенной фигуры дарителя: грудничковые весы; альбом с вышитыми бисером стихами о Ленине, заменившем отца воспитанникам детдома; похожий на икону складень с выгравированными портретами Сталина, заменившего советскому гражданину Бога.
Жизнь раскручивается по спирали, взрослые впадают в детство: так с наивною верой в лозунг «Ленин жив» гражданин Галабурда из города Жмеринки дарит Владимиру Ильичу, уже 43 года как умершему, вышитый флаг в честь 50-летия Октябрьской революции.
В центре картографического зала стоит стеклянная башня, внутри которой — личные вещи правителя, вокруг — предметы, изображающие подвластный ему мир. Идея такой организации зала родилась из концепции английского философа Бентама, который придумал прозрачную башню для тюрем и психбольниц: ее обитатели всегда на виду. В нашем случае на виду — кабинет вождя. Глядя на парадоксальные подарки, понимаешь, что человек, их принимавший, ничуть не нормальней того, кто их преподнес, и стеклянная стена — лишь перегородка между двумя больничными палатами. Но метафорична не только сама башня: в безумии подарков есть своя система, и скрытый смысл можно найти в каждой вещи. Ну зачем, скажите, Сталину могла понадобиться прялка? Это символ: он держит в руках нити судьбы. Или бесчисленные глобусы и шахматы — атрибуты дьявола у Булгакова. Есть здесь фотография сделанных Вхутемасом шахмат, где белые фигуры — это руководители красного движения, выполненные с портретным сходством. После того как «ферзи» и «кони» были расстреляны, эти шахматы были сожжены. Есть подаренные Сталину шахматы «Ледовое побоище», сделанные во время Второй мировой, когда на идеологическую помощь были призваны все исторические личности, спасавшие Россию.
Забавно после этого вспоминать, как Путин принимал в подарок освященную Алексием II точную копию меча святого Ильи Муромца — «чтобы отстаивать честь и независимость великой православной Руси». Или женщину, связавшую ему к 50-летию 50-метровый шарф, лихо превратив годы в метры: клубок этой женщины ведет прямиком на выставку в «Новом Манеже».
Но еще забавней другие переклички. Оказывается, например, что многие эксперименты с формой, которыми занимаются актуальные художники, давным-давно были предметом художественной самодеятельности. Бакинские рабочие когда-то подарили Ленину «на память о нефтяной промышленности» письменный прибор в виде нефтяной вышки, покрытой старинным эмалевым узором, — точь-в-точь ажурный трактор с готическим орнаментом Эрвина Вурма. А рельефный портрет Брежнева, отлитый из сахара, напоминает о работе группы «Гнездо»: те изготовили портреты Сахарова из сахара и Солженицына из соли, чтобы даже слепой понял, кто есть кто, полизав портрет. Вот и думай после этого, то ли любовь к вождю поднимает до уровня художественного прозрения, то ли современные художники делают всего лишь дурацкие сувениры.
Диана Мачулина, 2 ноября 2006
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.