ПОСЛЕСЛОВИЕ СТЕНГАЗЕТЫ После того, как Александр Панов был понятым по делу нападения на гелерею Гельмана, его дважды избили. Первый раз - вечером 21-го октября - на него напали двое около его дома, Второй раз - утром 24-го - рядом с работой еще один неизвестный нанес ему неожиданный удар в челюсть и тут же скрылся. Критик предполагает, что оба избиения связаны с нападением на галерею Гельмана.
21 сентября в "Галерею М.Гельмана" на Малой Полянке вошли несколько человек и без всяких объяснений, в полном молчании, без комментариев (кроме ненормативной лексики), избили владельца галереи Марата Гельмана (у него сломан нос, нынешний внешний вид помешал ему уехать в Париж на художественную ярмарку "Fiac"), разгромили офисные помещения (приведены в полную негодность компьютеры, факсы, телефоны, папки с документами раскиданы по полу), отобрали мобильные телефоны сотрудников, а их самих расставили по стенкам, как будто во время обысков в небезызвестные времена. А самое главное - брошены на пол и покорежены произведения Александра Джикия, чья выставка "Новые работы" открылась в галерее за два дня до инцидента. По факту разгрома возбуждено уголовное дело. Сам галерист отказывается от всяких собственных версий, сообщая лишь о состоянии лица (оно в самом деле плачевно). Нам остается лишь домысливать за него.
Версия первая, случайно-идиотическая
Художник Александр Джикия родился в 1963 году в Тбилиси. И в ситуации эскалации антигрузинских настроений в стране кто-то мог сравнить его рисунки и картины с боржоми и "Хванчкарой" - умников много.
Однако автор в 1997-м уехал в Нью-Йорк, сейчас преподает дизайн в Анкаре (грузин, живущий в Турции, - можно ли найти лучший пример мультикультурализма и дружественной связи этносов?). У Джикия только что прошла выставка в Центре дизайна ARTPLAY, и там ее никто не громил.
И герои Джикия - не Путин и Саакашвили, а какие-то пегасы, грифоны, слоны. Он сам в виде несчастного голого человека на голой земле. Эдакие размышления о сущем в виде не то лубков, не то комиксов. (Между которыми нет принципиальной разницы, к слову. Кроме временной.) Это самая безобидная выставка у Гельмана за последнее время. Она - про искусство и жизнь.
Версия вторая, глупо-фантастическая
В пятницу с самолета в Шереметьеве был снят лондонский коллекционер Мэтью Боун, который приобрел в "Галерее М. Гельмана" работы группы "Синие носы" из серии "Маски-шоу", на которых участники группы Александр Шабуров, Вячеслав Мизин и ассистирующий им Константин Скотников лежали на диване с масками Буша, Бен Ладена и Путина. Использование образа Президента РФ таможне показалось предосудительным. Однако работы прошли экспертизу на вывоз Минкульта, неоднократно выставлялись в России и за рубежом. И странно, если кто-то, обидевшись на "Синие носы", нанял погромщиков и послал их громить галерею...
Версия третья, примитивно-практическая
Помещение на Малой Полянке, арендуемое "Галереей М.Гельмана", давно не дает спать спокойно другим претендентам на аренду. Тут и комментировать нечего: недвижимость есть недвижимость. Но галерея собирается переехать вскорости в другое место. И зачем же тогда акция устрашения?
Выводы
Их, в сущности, нет. Кроме одного. Сегодняшняя культурная ситуация в России не поддается какому-то логическому анализу. Мне жалко хорошего художника Джикия (когда выставку восстановят - мы о ней обязательно напишем). Я сочувствую галеристу Гельману - как всякому человеку с разбитым носом. Мне печально, когда арт-критику вместо аналитической статьи приходится писать криминальную хронику.
Увы.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»