Фонд "Современный город", 4 - 20 октября
19.10.2006 | Арт
Зритель как поводУ молодого радикала в каждой картинке - солнце
Есть такая тренировка для изучающих изо — цветовые «растяжки»: бессонными ночами слой за слоем кладется краска в одном цвете, от предельно светлого к максимально темному. Потом доставшийся кровью и потом результат выбрасывается, потому что это, как было сказано, лишь этап, наработка навыков.
У Давида Тер-Оганьяна все наоборот: в соответствии с теорией о том, что каждый может быть художником, ненужным оказывается сам процесс обучения, а полуфабрикат показывают как конечный продукт.
Вообще-то, многоступенчатость локального цвета как ступень на пути к большому искусству была провозглашена самостоятельной ценностью еще в абстрактных работах 50-х годов. Героизм абстракционистов-первопроходцев не подлежит сомнению. Чтобы повторить их подвиг, Тер-Оганьяну пришлось не только гомогенизировать содержимое холста до чистого цвета, но и предельно упростить процесс его создания. Тер-Оганьян берет листы цветной бумаги для аппликации и снимает их на мыльницу. Вспышка неравномерно засвечивает поверхность бумаги, что в профессиональной фотографии считается дефектом. «Растяжка» цвета получается одним нажатием кнопки, и теперь уже зрителю придется приложить усилие — чтобы заставить себя насладиться простотой эксперимента.
В соседнем зале уже не зритель наблюдает за изменением цвета, а цвет меняет зрителей. В темной комнате — зеленые лампы, которые сильнее всего окрашивают белые предметы. На стенах висят работы художника — представьте себе, пустые холсты.
Осматриваешься: что думают по этому поводу остальные, а у них — трупный оттенок лица, зеленые зубы и сверкающие фосфором белки.
Натурально вампиры пришли попить крови художника. А холсты-то бескровны и чисты. И если кто-то ожидал от художника повода для шутки или глубоких размышлений, то повод — это сам зритель, изменившийся в контексте чистого цвета.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.