Moonjune Records 2005
04.08.2005 | Диски
Канонизация Жако ПасториусаВышел коллективный трибьют бас-гитаристу джаз-роковой группы Weather Report и основателю оркестра Word of Mouth
Жако Ф. Пасториус третий (1951–1987) в прямом и переносном смысле слова сделал бас-гитару не подсобным, а лидирующим инструментом в джазе и роке. И был харизматической личностью — такой яркой, что название сборника — Gospel (евангелическая проповедь, в музыке — духовное песнопение) — кажется вполне уместным.
Показательно, что более полусотни звезд и суперзвезд мирового джаза (в том числе и знаменитые коллеги Пасториуса — бас-гитаристы Маркус Миллер и Джон Патитуччи) согласились принять участие в этом проекте, казалось бы, маломощной независимой фирмы. И специально записали семь из двенадцати трэков «Проповеди».
Десять из них — пера самого Жако, одна — заглавная Gospel For J.F.P. III, сочиненная и исполненная по этому случаю семьей уругвайских джазменов Футторусо, и одна — импровизация на тему песенки I Can Dig It Baby забытого поп-певца по прозвищу Little Beaver. В авторской записи 1974 года, как выяснилось, принимал участие и Жако, которого по ошибке назвали Jocko Pedron. Это был профессиональный дебют будущего реформатора бас-гитары. В ее записи на диске Gospel дебютировал Пасториус младший, Феликс, один из двух 17-летних близнецов-сыновей Жако, тоже бас-гитарист.
Диск открывается грандиозным хоровым исполнением композиции Пасториуса «Три взгляда на тайну» из проекта Word of Mouth с дуэтом гитаристов Хайрама Буллока и Бирели Лягрена в середине. И чуть ли не впервые можно услышать клавишника Гила Голдстайна на обычном аккордеоне (точнее — нескольких аккордеонах, записанных методом наложения).
Парадокс в том, что Голдстайн исполняет знаменитую композицию Пасториуса Punk Jazz из «электрического» репертуара группы Weather Report. Самое, однако, поразительное, что все эти продюсерские изыски смогла осуществить небольшая фирма Moonjune, принадлежащая не так давно перебравшемуся в Нью-Йорк выходцу из бывшей Югославии Леонардо Павковичу. Впрочем, все как раз наоборот: диск спродюсирован с любовью и тщанием, на которые корпоративный бизнес давно уже не способен.
К счастью, есть ребята типа скрипача и игрока на банджо Джейка Блаунта, который может ещё напомнить, что протест и отчаянное стремление к выживанию чёрной расы стояли в принципе у истоков всей афроамериканской музыки. Ещё до разбивки на блюзы, кантри и госпелы. И эта музыка была действительно подрывной.
«Дау» — это проект, к которому нужно подходить подготовленным во многих смыслах; его невозможно смотреть как без знания истории создания картины, кастинга актеров и выстраивания декораций, так и без рефлексии собственного опыта и максимальной открытости проекту. Именно так «Дау» раскроется вам во всей красе.