галерея Е.К. АртБюро, 5 сентября – 15 октября
09.10.2006 | Арт
Мемуары в картинкахИсчезновение грузинского вина – еще один повод для ностальгии по непростым, но во многом добрым временам
В галерее «Е.К. АртБюро» висит большое рукописное объявление «Извините, грузинского вина нет». Странно, возможно ли такое на выставке, посвященной Грузии? Теперь, увы, да! Хотя еще совсем недавно не верилось и в то, что разрушены красивейшие курорты в Гаграх. Более десяти лет барахтаясь во внутренних конфликтах, Грузия теперь и с Россией в сложных отношениях. Исчезновение из наших магазинов грузинского вина – еще один повод для ностальгии по непростым, но и во многом добрым временам. Благие воспоминания успокаивают и лечат душу, зачастую примиряя человека с не всегда приятным настоящим.
И вино в глиняных кувшинах и ночная мгла, лежащая на холмах Грузии, также как ломящияся от яств кавказские столы и мелодичное пение – сегодня для нас лишь красивая сказка о прошлом.
А художник Никита Алексеев теперь часто вспоминает былое - создает мемуары в текстах и картинках (например, выставка «Монтаж» в 2004 году состояла из длиннющего свитка склеенных рисунков-впечатлений о собственной жизни). Сегодняшняя выставка о райском уголке Земли и родине великого Нико Пиросмани, чей гений вдохновляли протяжные песни и гам духанов. Никита Алексеев посвятил свой проект 88-летию смерти художника.
Графическая серия работ пастелью на чёрной бумаге – о доброте, любви и бесконечном чувстве счастья, охватывающем художника просто от возможности виртуозно переместить родившийся в мыслях образ на некую поверхность.
Пиросмани вместо денег за свои вывески для лавочек и кабачков просил краски и чёрную клеёнку, чтобы просто рисовать дальше. Состояние душевной гармонии было для него важнее многих мирских утех.
На выставке натюрморт, составленный из нескольких листов, - собирательный образ Грузии, хлебосольный стол с арбузом, виноградом и вином на фоне заснеженных горных вершин. Проводивший большую часть своего времени в духанах, Пиросмани нередко изображал застолья и завсегдатаев ремесленников-карачохели, грузинских рыцарей без страха и упрека, носивших черные кафтаны, шаровары и сапоги. Поэтому «полотенца для карачохели» Никиты Алексеева, дополняющие масштабный натюрморт, - конечно, тоже черного цвета.
Интерес к подобным «предметам хозяйственного обихода» у художника возникает не впервые: два года назад у него уже был проект «Полотенца», когда разноцветные листы бумаги с изображениями различных предметов висели на веревке с прищепками.
Черные полотенца, чуть колышущиеся от сквозняка, Алексеев расписал своими любимыми мотивами – луна, собака, заяц, летящая птица. Никита, возможно, безотчетно ещё раз «подмигнул» Пиросмани, который часто говаривал: «Люблю писать зверей – это друзья моего сердца».
А еще в каждом работе обязательно присутствует маленький красный треугольник, словно магический автограф художника. Малевич считал эту геометрическую фигуру символом высших сил, а Никита Алексеев на своих рисунках «подвесил» её в воздухе. Но что, как не божественное проведение наделяет человека даром рисовать? И, может быть, это душа милостью божьей художника Пиросмани витает над его цветущей родиной Грузией, нарисованной рукой прекрасного графика Никиты Алексеева?
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.