До 4 октября 2006 г.
28.09.2006 | Арт / Архитектура
Красное с белымПрактика бумажной архитектуры
Юбилейная выставка Михаила Белова (50 лет самому герою и 30 лет в профессии) очень хитро устроена- пойдешь в одну сторону, увидишь одну архитектуру, в другую – абсолютно иную. Михаил Белов начинал как «бумажный архитектор» - победил больше чем в двух десятках концептуальных конкурсов, организованных журналами. На выставке подлинные планшеты с утопическо-романтической графикой и рукописными пояснениями висят справа и слева от входа.
Правда если пройти от входа сразу прямо, то упрешься в главную и самую длинную стену Аптекарского приказа, на которой висят монументально-глянцевые фотографии московских новостроек Белова. Каждая его постройка вызывала бурные споры – от восторгов до проклятий.
Современная архитектура – значит архитектура разная, считает Белов, а главный его аргумент - «свое можно найти абсолютно на любом эстетическом поле», отбивается от обвинений Белов. Действительно, такой разноплановой архитектуры как у Белова, нет, пожалуй ни у кого, из современных российских архитекторов. Хотите классику – пожалуйста, жилой дом клуба «Монолит» на улице Косыгина – тяжеловесный фасад, собранный из деталей классического ордера, чтобы сразу было видно - здесь живут серьезные люди. Или его подмосковная версия – размноженные в чистом поле палладианские виллы. Или воспетый восторженными критиками Помпейский дом в Филипповском переулке – воплощенные в камне театральные декорации.
Хотите как в Британии – красное с белым, вот вам строящийся Английский квартал с башней Британика (её макет устрашающе возвышается посередине). На Нагатинской набережной по проекту многоликого Белова строится что-то якобы брежневское. А ещё в портфолио Белова несколько постконстуктивиских проектов.
На первый взгляд может показаться, что бумажного периода и не было, что Белов все 30 лет своей деятельности повторял как сейчас, что архитектор профессия не творческая, а ремесленная, что заказчик прав, потому что платит деньги… На самом деле все гораздо тоньше – все его проекты, это сложная игра с огромным пластом архитектуры, так же как игра и каждое его интервью, выступление, или вот это выставка. Просто если не заметить «бумажного» периода, притаившегося по углам, а увидеть сразу фотографии его недавних построек, этого можно и не заметить.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.