Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.09.2006 | Арт

Поле чудес в стране гениев

Как бы современная скульптура на до сих пор современном заводе

Стародавний гений места всесилен. Даже когда genius loci с гор и полей переселился в урбанистические пространства. Правда, советский титан электронной промышленности завод «Микрон» в Зеленограде являлся порождением рук человека, соревнующегося с Богом в креативных способностях. И унылые конструкции из стекла и бетона, внутри которых до сих пор собираются микрочипы и компьютерные плато, где бродят понурые ученые в стерильных халатах и запрещено снимать фотожурналистам, подобны искусственно сотворенному Граду Божьему. Это утопическое пространство, описывать которое подобает в архаических категориях, с придыханием и цитатами из Гесиода. Здесь веет магический дух и колебаниями воздухов мешает взгляду, деформирует оптику, требует оглянуться окрест себя - вместо созерцания временно представленных артефактов.

Артефакты же на обширную лужайку посреди «микроновского» городка привезла московская «Айдан галерея» - в качестве второй ежегодной выставки современной актуальной скульптуры «ARTПоле». Первая в прошлом году проходила действительно в чистом поле - в районе Рублевского шоссе.

Там тоже наличествовал гений места, пахнущий элитным конезаводом, рестораном «Царская охота» и подмосковными дачно-усадебными просторами. Современные художники с их на заказ исполненными и пахнущими свежей «обналичкой» объектами выглядели странно, но потому органично. Ибо актуальное искусство неправильно по определению. С ним требуется мириться, исходя из сангигиенических правил политкорректности, а не приручать. И светская затея члена Общественной палаты РФ и члена-корреспондента Академии художеств той же федерации Айдан Салаховой, хозяйки «Айдан галереи», доказывала: г-жа Салахова все еще остается художницей Айданой, феминисткой, изображающей сиськи-письки и нещадно эксплуатирующей в прямом смысле взрывоопасную восточную экзотику.

Нынешнее же «ARTПоле», заказанное владельцем «Микрона» ОАО «Ситроникс», походило на корпоративную вечеринку, на которой «актуальные» скульптуры терялись посреди неких обряженных в белое существ на ходулях, артстудии для детей сотрудников, тира для подвыпивших родителей, шахматного турнира под открытым небом и запуска в небо с искусственной горки радиоуправляемых машинок. А весь этот праздник жизни еще беспощадно сжирали корпуса завода, иные из которых походили на здания советских «ящиков», а иные - на павильоны ВДНХ. Хотелось рассматривать именно эти постройки - могущественные, наглые в своей куцей нелепости, не стесняющиеся стиля кондового неомодернизма, не думающие о красе ногтей и погруженные в свою внутреннюю «дельность». (Как оказалось, цехи завода вообще находятся под землей, будто в американском футур-боевике.)

И на фоне этой убывающей, но еще активной силы - кремлевская звезда, торчащая из-под земли (Константин Латышев), плюшевые лимоны, пьющие чай (Ростан Тавасиев), стальной почтовый конверт, уткнувшийся в землю (Андрей Ройтер), металлические прутья, похожие на иглы ежей (Елена Берг) и прочие - вероятно, очень хорошие - современные скульптуры. Ироничные, умные, высокотехнологичные, нагруженные потаенными смыслами или просто отвечающие новому представлению о прекрасном. Не хуже, чем на прошлогоднем «ARTПоле».

Но лучшей работой стал объект смоленского самородка преклонных годов, визуального поэта Эдуарда Кулемина. На гранитном погребальном постаменте золочением выгравировано - «НЕ ЗДЕСЬ». Потому что нынешней выставке место не здесь, не в зеленоградском «Микроне». Современное искусство в силах (и слава богу!) тягаться с идиотизмом обитателей Рублевки и способно покорять бескрайние и бессмысленные русские просторы. Однако на газоне советского электронного завода выглядит оно бедным родственником, чужим на пиру здешних велосипедистов, шахматистов и стрелков в тире. Тем паче на фоне масштабов советского заводостроительства.

Наверное, потому, что наше производство, основанное на высоких технологиях, само по себе было перформансом. В магазине колбасы нет, а мы электрочипы мирового уровня гоним и ракеты запускаем! Абсурд, высоты которого еще надо достигнуть современным художникам.



Источник: "Время новостей", №164, 11.09.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.11.2021
Арт

Вечные 90-е

Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».

Стенгазета
28.07.2021
Арт

Внутренний фронт

Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.