27.07.2006 | Арт
О вечном и не оченьТора и фашисты встретились в одном выставочном пространстве ГЦСИ
«Europe+» - это теперь не только радио. Это выставка художников из четырёх стран в Государственном центре современного искусства. Если бы не приехавшая к нам после Калининграда и Петербурга, первая в России ретроспектива «Обзор» немецкого маэстро Герхарда Рихтера (кстати, он - самый дорогой из ныне живущих художников), не было бы всего остального. Выставку он формировал собственноручно: хотел, чтобы в России его увидели именно таким. В Москве, довольно скромную «персоналку» из 27 произведений дополнили яркие имена из бывшего СССР - Лев Рубинштейн (Россия), Владимир Тарасов (Литва), Борис Михайлов (Украина). Отправляясь на вернисаж я умирала от любопытства. Как же кураторы связали столь разноплановых художников? Тем более, что «поиски универсальных культурных языков» были заявлены в качестве основной идеи.
Увы, диалога не получилось. Зато удалась сугубо индивидуальная рефлексия каждого из участников.
Поэт-художник Рубинштейн слушает и передает окружающие разговоры, жизненные ситуации, - одна из его знаменитых «Картотек» на выставке называется «Всюду жизнь». Фотограф Борис Михайлов безапелляционно фиксирует неприятную действительность (серые будни с бомжами, алкашами и прочей плохо одетой публикой). Она, к сожалению, не сильно изменилась с 1993 года, когда была сделана серия «Сумерки». Музыкант-художник Владимир Тарасов прислушивается к «вечным» звукам – в его инсталляция «Шехина» (2005) ветер перелистывает страницы Торы, а в «Киото» (2006) бамбуковые стволы с плеском опускаются в воду. Ну, а в разновременных произведениях Герхарда Рихтера окружающий мир преломляется то в виде абстракций (одна из серий названа просто датами), то в жанре photo-based-art (немного расплывчатые изображения «Дяди Руди» в форме СС (2000), обнаженной «Маленькой купальщицы» (1996) или словно снятые через заляпанное краской окно городские крыши Касселя (1992).
«Наша жизнь сама собой по волнам несётся. С бесконечною тоской». Это слова с карточки Льва Рубинштейна могут стать эпиграфом к выставке. Но с этим ведь ничего не поделаешь, такова наша повседневность. А изобразившие её художники по одиночке – все очень хороши. Это обязательно нужно увидеть, но не заморачиваясь на поиске общекультурных подтекстов.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.