30.05.2006 | Религия
Чайная церемонияВатикан готов пойти на максимальные уступки для восстановления отношений с Китаем, осталось убедить Пекин их принять
События последних трех недель, кажется, полностью перечеркнули все позитивные изменения, которые наметились в отношениях между Китаем и Ватиканом с начала этого года. Демонстративное рукоположение в сан епископов трех китайских священников, выбранных без неформального согласия Святого Престола, не могло не вызвать жесткой реакции со стороны Ватикана, который довольно долго держал паузу, но в конце концов все же назвал произошедшее «серьезным нарушением религиозной свободы». Особенно возмутил Папу Римского то факт, что к участию к «незаконных церемониях» рукоположения двух Иосифов – Ма и Лю в провинциях Юньнань и Аньхой принуждали лояльных Папе епископов, тем самым «повязав» их общим грехом – если строго следовать церковным канонам, это может грозить им отлучением от церкви. Исключением стал лишь последний ритуал, состоявшийся 14-го мая – епископ Чжан Силу, назначенный еще в 2000 году, но так и не прошедший через соответствующий ритуал, был вынужден рукоположить себя сам - несмотря на нажим со стороны официальных властей, другие епископы отказались участвовать в церемонии.
Враги первого рангаОтошения между Китаем и Ватиканом были прерваны в 1951 году через два года после победы коммунистов в гражданской войне с Гоминьданом. К середине двадцатого века католическая церковь сумела закрепиться в Китае - в 1946 году в Китае был избран первый кардинал, заработала католическая радиостанция, открылся первый университет, казалось, что церковь здесь ждут блестящие перспективы. Приход к власти коммунистов перечеркнул все эти надежды. С 1949 по 1952 год из Китая были высланы все иностранные миссионеры, а в 1952 папский нунций в Китае Антонио Рибери официально объявил о переносе представительства Ватикана в Китае из Нанкина в Тайбэй. Впрочем, до середины 50-ых у Ватикана оставались возможности влиять на развитие событий в китайской католической церкви. С 1949 по 1955 год Ватикан смог назначить восемнадцать новых епископов, продолжали работать большинство духовных семинарий. В то же время, китайские власти начинают потихоньку арестовывать китайских священников и реквизировать церковную собственность. Переломным моментом стало создание в 1957 году Патриотической организации китайских католиков, которая объявила о том, что католическая церковь в Китае будет поддерживать с Ватиканом "исключительно религиозные отношения". В том же году в китайской провинции Хэбэй появляются первые епископы, возведенные в сан без благословения Ватикана. Ватикан в ответ заявил об автоматическом отлучении от церкви всех участников таких церемоний. В это время китайская католическая церковь впервые раскалывается на две части - священники, отказывающиеся публично порвать с Ватиканом, арестовываются и приговариваются к длительным срокам тюремного заключения. Парадоксально, но через несколько лет это спасет их от безумия Культурной Революции - в 60-70 годах тюрьмы и трудовые лагеря были, пожалуй, самыми безопасными местами в Китае. Многие священники воспринимали свое наказание как еще одну возможность служения Господу - в результате первые католические общины появились во внутренней Монголии и других глубинных провинциях Китая, куда раньше почти не добирались миссионеры. ультурная революция, начавшаяся в 1966 году, таким образом, в первую очередь ударила по тем священникам, которые согласились сотрудничать с китайскими властями. Поскольку все партийные и государственные органы были в одночасье сметены в могучем революционном порыве, все ранее достигнутые договоренности потеряли всякую актуальность. Несколько священников, не выдержав издевательств, покончили жизнь самоубийством, другие были убиты или сосланы в трудовые лагеря на перевоспитание. Оставшихся на свободе принуждали вступать в брак, чтобы "вновь стать мужчинами". Возрождение католической церкви началось в начале 80-ых. Оставшихся в живых священников освободили из лагерей и дали возможность восстановить церкви. В это время окончательно оформляется разделение на открытую и подпольную католическую церковь. "Непримиримые" католические епископы на тайной встрече принимают заявление, в котором объявляют посещение официальных церквей "смертным грехом" для истинного католика. Десятки священников по всей стране переходят на нелегальное положение, продолжая совершать богослужения у себя дома.
И тем не менее, шансы на скорое восстановление дипломатических отношений между Китаем и Ватиканом все еще сохраняются. В марте этого года Папа Римский Бенедикт заявил, что готов приехать в КНР в 2008 году во время Олимпиады, если из Пекина последует соответствующее приглашение.
Тогда же появилась информация о предварительных прямых переговорах, прошедших в Риме. Приезд Папы, без всякого сомнения, станет одним из главных украшений Олимпиады, которую в Пекине считают главным событием этого десятилетия. «У Пекина сегодня есть все - членство в ВТО, международные выставки, встречи на высшем уровне, китайским властям кажется, что в компромиссе с Ватиканом нет необходимости" - говорит в интервью "Эксперту" глава гонконгских католиков кардинал Джозеф Цзэн. По словам гонконгского епископа, Ватикан готов пойти на максимальные уступки Китаю, но для этого необходимо заинтересовать китайские власти в начале переговоров. На самом деле, последние действия китайских властей могут свидетельствовать об активном вступлении КНР в переговорный процесс – в Пекине любят изначально занять сильную позицию по ключевому параметру дискуссии, а вопрос о назначении епископов, без сомнения, будет главным предметом будущего торга.
Церковь для бедных
Жители деревни Хэчэн в провинции Гуандун на юге Китая любят рассказывать о том, как более ста двадцати лет назад к ним пришли два голодных католических миссионера-европейца, которые поразили местных жителей своим видом и манерами. Миссионерам был оказан радушный прием, в ходе которого проповедникам удалось обратить в свою веру несколько человек. Со временем, католичество стало основной деревенской религией. У хэчэнцев сегодня есть небольшая часовня, но нет своего священника, иногда по воскресеньям к ним на велосипеде приезжает пастор из соседнего города Цзянмэнь, в остальное время богослужения осуществляет лидер местной общины.
Своя история обращения в христианство есть и в деревне Саньбань в провинции Гуаньси. Глава самой влиятельной в деревне семьи Хуан, уважаемый мастер фэншуй и древних даосских практик, вполне в духе классических китайских романов вызвал на поединок католического миссионера, случайно оказавшегося в этих краях. В результате теологической дискуссии, продолжавшейся три дня и две ночи, даос признал свое поражение. Сегодня в деревне живет около двухсот членов рода Хуан, все они католики и ходят в небольшую церковь, где служит также один из членов семьи.
Католическая церковь в Китае до сих пор опирается на небольшие крестьянские общины, еще двадцать лет назад более половины китайских католиков не умели ни читать, ни писать. "Католицизм в Китае - это бедная церковь для бедных" - говорит Джозеф Цзэн. "Ситуация начала меняться только сейчас, пропорция верующих постепенно меняется в сторону более образованного городского населения, но этот процесс идет очень медленно" - утверждает он.
Согласно китайскому законодательству, церковь обязана быть самоокупаемой, что вынуждает католиков искать разнообразные источники доходов, вплоть до самых неожиданных. По данным гонконгского исследовательского центра Holy Spirit, значительную часть доходов католических церквей в крупных городах Китая приносит своеобразный "молитвенный аутсорсинг". Американские церкви не справляются с объемами заказов на поминальные службы и пересылают деньги вместе со списками имен в китайские католические приходы. Но большую часть доходов церковь все же получает от сдачи в аренду собственности. В середине 80-ых годах церкви вернули большую часть имущества, отобранного в середине 50-ых (см. "Враги первого ранга"). "Кроме того, новые церкви обычно представляют собой семиэтажные здания, сама церковь располагается на втором этаже, а первый этаж сдается под офисы и магазины" - говорит в интервью "Эксперту" редактор центра Holy Spirit Бэтти Мэхью. В некоторых городах церковные дворы на ночь превращаются в платные автостоянки. Другой постоянный источник дохода - продажа полиграфической продукции. Католической церкви принадлежат три типографии, а в Шанхае тиражом 45 тысяч экземпляров издается католическая газета, которая затем продается в церквях по всему Китаю.
Более богатые приходы расположены в прибрежных провинциях на востоке и юге Китая. Чем дальше в глубь страны, тем беднее отделка церковных помещений и скромнее доходы священников. Если в провинции Цзянсу приходской священник объезжает деревни в своем приходе на мотоцикле Ямаха, то в провинции Сычуань в его распоряжении обычно лишь старый китайский велосипед "Летающий голубь".
Помимо финансовых проблем, католическая церковь сталкивается с резким недостатком кадров. Политика ограничения рождаемости приводит к тому, что китайские семьи крайне негативно реагируют на желание единственного наследника стать католическим священником.
Примирение церквей
Официальная католическая церковь сегодня оценивает число своих прихожан в четыре миллиона, в Ватикане говорят о еще восьми миллионах членов подпольных общин. По данным на середину мая 2006 года в открытой церкви было 68 епископа, еще 38 принадлежало к подпольной церкви. По всему Китаю действует 36 духовных семинарий, в которых учатся около 1400 человек. При католических приходах существуют сотни детских домов и десятки детских садов. По всему Китаю действует более 6 тысяч католических храмов, не считая домашних церквей "подпольной" церкви.
На самом деле, в Ватикане очень не любят термин "подпольная церковь", предпочитая говорить о "официальной" и "неофициальной" конгрегациях в рамках единой китайской католической церкви. Определенный резон в этом есть, подпольные общины уже давно не скрываются в катакомбах от китайской полиции, в некоторых городах их молельные дома даже больше, чем церкви при официально признанных католических приходах. "Положение тайных католиков во многом зависит от местных властей, в некоторых провинциях им приходится по-настоящему скрываться, но в большинстве случаев они действуют почти открыто" - говорит в интервью "Эксперту" Бэтти Мэхью. Даже частые аресты священников все меньше напоминают настоящие полицейские мероприятия. В марте 2005 года в провинции Хэйлунцзян на севере Китая была задержана группа "подпольных" католических и протестантских священников. Для служителей церкви устроили показательную экскурсию в Пекин, продемонстрировав достижения социалистического строя, затем поселили на несколько дней в одной из гостиниц при местном отделе Госбезопасности читать китайские газеты.
"В последние годы священники не получали сроки больше двух-трех лет, да и в тюрьму попадали очень немногие, большинство арестованных либо находилось под домашним арестом, либо содержались в гостиницах и общежитиях при полицейских участках" - говорит Бэтти Мэхью.
На самом деле, основная проблема заключается в самих членах "подпольных" общин, которые зачастую не готовы к компромиссу с теми, кого они считали грешниками и предателями в течение сорока лет. Часть тайных общин находятся на грани ухода в откровенное сектантство - из-за нехватки литературы и плохого образования священников, в некоторых местах существует настоящий культ невежества, утверждается, что знание Библии и церковных канонов не спасает от греха. "Процесс примирения двух католических общин для Ватикана будет намного сложнее и мучительнее будущих переговоров с китайскими властями о восстановлении дипломатических отношений" - утверждает Джозеф Цзэн. Существует большая вероятность, что в случае официального примирения, часть "непримиримых" откажется его признать, пополнив и без того многочисленные ряды сектантов. По данным гонконгских экспертов, в разнообразных псевдо-христианских сектах сегодня состоят несколько миллионов китайцев, также, в основном, деревенских жителей.
Мировое соглашение
Первый жест примирения в сторону Пекина Ватикан сделал в 1999 году. Кардинал Анджело Содано объявил о готовности Ватикана разорвать дипломатические отношения с Тайванем и перенести официальное представительство Ватикана в Китае из Тайбэя в Пекин. В 2000 году Папа Римский Иоанн Павел Второй публично извинился перед китайским народом за прошлые грехи католической церкви. В том же году, впрочем, Ватикан провел канонизацию сотен китайских христианских мучеников, что вызвало ярость в Китае. Тем не менее, за последние 10- 15 лет отношения между открытой церковью и Святым Престоолом ощутимо улучшились, более 80% епископов официальной церкви уже признаны Ватиканом.
Главным условием восстановления дипломатических отношений, помимо разрыва связей с Тайванем, китайские власти называют прекращение "вмешательства во внутренние дела Китая", выражающееся в назначении Папой Римским епископов. Китайцы используют «демократическую» процедуру выборов епископов на съездах священников того или иного прихода. На самом деле, у Ватикана есть большой опыт достижения компромиссов по этому поводу, например епископы в странах Варшавского блока назначались после консультаций с местными властями. До сих пор похожие договора остаются в силе во Вьетнаме и на Кубе. В китайском случае "дьявол" кроется в деталях - кто будет определять круг кандидатов, за какой из сторон останется право решающего слова в этом вопросе. Ряд экспертов полагает, что последние «самовольные» назначения епископов является личной инициативой руководителей Патриотической ассоциации китайских католиков, которые боятся за свое положение после нормализации отношений с Ватиканом. Сегодня в Китае вакантными остаются более сорока позиций епископов, и от того, кто их займет, будет зависеть развитие китайской католической церкви в ближайшие десятилетия. Не исключено, что Ассоциация стремится успеть провести на эти места лояльных себе священников, чтобы сохранить хотя бы часть своего влияния даже после воссоединения церквей.
Восстановление дипломатических отношений между Китаем и Ватиканом может привести к дальнейшей международной изоляции Тайваня за счет католических стран Латинской Америки, которые захотят последовать примеру Святого Престола. Безусловно, это решение будет не быстрым и не легким – тайваньские власти потратили миллионы долларов на выстраивание взаимовыгодных личных отношений с ключевыми политическими фигурами в Коста-Рике, Панаме, Никарагуа и Парагвае, но решение Святого Престола теоретически может вызвать внутриполитическую дискуссию в этих странах. В Латинской Америке находятся 12 из 25 дипломатических союзников Тайваня, поэтому потеря этого региона для Тайваня будет равноценна катастрофе.
Впрочем, у центральных китайских властей по-прежнему существуют определенные опасения в отношении Ватикана. "В конце 90-ых годов китайцы попытались оценить роль католической церкви в бывшей британской колонии. Насколько мне известно, выводы не понравились центральным властям - несмотря на то, что католиков в Гонконге не более 5%, их роль в городе непропорционально велика" - говорит Бэтти Мэхью. К
атолики управляют сотнями школ и десятками больниц по всему городу, а глава конгрегации Джозеф Цзэн в 2002 году был признан "самой значительной персоной года" по версии крупнейших гонконгских газет. "В Китае все еще опасаются усиления католической церкви, а расколотая церковь слаба по определению. Особенно, учитывая имидж "разрушителя коммунизма", который сложился вокруг личности предыдущего Папы Иоанна Павла Второго" - заключает Бэтти Мэхью.
Джозеф Цзэн утверждает, что эти опасения совершенно беспочвенны. По его мнению, католическая церковь в Китае не в состоянии играть серьезную политическую роль, что доказали события на площади Тяньаньмэнь. В 1989 году католические священники не поддержали студенческие волнения, что в определенной степени успокоило китайские власти и облегчило положение китайских католиков. "Между Польшей и Китаем огромная разница. К моменту крушения коммунизма в Польше было более 90% католиков, в Китае их меньше 1%. Иоанн Павел Второй ни разу в своей жизни не произнес ни одной речи, в которой он бы призывал к смещению режима в КНР" - утверждает Джозеф Цзэн. Католические священники в Китае не поддержали студенческие акции протеста 1989 года, без микрофона католически иерархи признают, что это фактор способствовал ослаблению давления на китайских католиков. Нынешнему Папе Римскому Бенедикту XVI в этом смысле должно быть еще проще налаживать отношения с китайскими властями - у него нет специфического коммунистического прошлого, которое мешало Иоанну Павлу Второму, а к возможному членству в гитлергюнде китайцы относятся намного терпимее европейцев.
Впрочем, по мнению Бэтти Мэхью недоверие Китая к католицизму кроется не только в личности Иоанна Павла Второго, а имеет под собой более глубокие основания. "Во внутреннем устройстве католической церкви китайские власти видят много общего с тем, как устроена китайская политическая система" - утверждает она. Католическая церковь устроена немногим демократичнее, чем нынешняя китайская власть, именно поэтому китайцы не готовы поверить в сугубо религиозную сущность власти Папы Римского над католиками. Китайские власти склонны видеть в духовной власти Папы машину принуждения с техническими возможностями намного шире декларируемых. Поэтому, даже после установления дипломатических отношений с Ватиканом, контроль над католическими общинами будет строже, чем над протестантскими. Председатель КНР всегда будет видеть в Папе Римском конкурирующую силу, пусть не представляющую угрозы в настоящем времени, но потенциально опасную в будущем.
И уже все так привыкли к Церкви молчащей… Но вот лед тронулся. И спайка церкви с государством дала трещину, да. Если только всех подписантов не повесят в ближайшие дни на Сенатской площади (вот уже самарских священников вызывают "на беседы"), того доверия уже не будет. Власти придется задуматься о новом «милом друге».
Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука — фигура легендарная, известная во всем мире — в Греции, например, ему посвящено больше церквей, чем в России (около сорока). Подвижник, отсидевший 11 лет в сталинских тюрьмах и лагерях, но ни разу не согласившийся отказаться от сана. Его проповеди составили 12 томов. И ученый, ухитрявшийся писать свои труды, принимая в иные, самые напряженные периоды, до 100 больных в день.