Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

24.07.2005 | Балет

Форсайта разжевали

Открылся фестиваль "Мариинский"

Казалось бы, Петербург, обладая одной из лучших в мире балетных трупп, не нуждается в отдельном хореографическом фестивале. В Мариинском театре рядовые спектакли подчас более художественны, чем пафосные арт-проекты. Но фестиваль - хороший повод заманить звезд. Поэтому пять лет назад он все же был учрежден. На сей раз среди участников - с десяток европейских танцовщиков, каждого из которых и в одиночку хватило бы, чтобы обеспечить событию статус эксклюзивного. А в программе - несколько интригующих премьер.

Главную из новых постановок, подготовленных к фестивалю, представили сразу же на открытии. Approximate Sonata ("Приблизительная соната") на музыку Тома Виллемса в постановке последнего живого классика современного танца - Уильяма Форсайта. Американец, начавший учиться танцу во Флориде, потом - в школе Роберта Джоффри и сделавший карьеру в Штутгарте, Форсайт к началу 1970-х сформировал собственный хореографический стиль, современнее которого никто до сих пор не придумал.

Вместо того чтобы бороться с академической танцевальной техникой, Форсайт занялся ее препарированием, внедрением в нее тщательно отобранных авангардных находок, перемонтировкой элементов и прочими манипуляциями, подобными компьютерному дизайну. И в результате поймал двух зайцев: воспользовался беспроигрышными классическими эффектами и в то же время представил традиционный балет зрелищем не менее крутым, чем гимнастические состязания или дискотека.

Approximate Sonata начинается с того, что из глубины сцены к рампе медленно идет парень в спортивных штанах и майке. Идет и жует жвачку, постепенно включаясь в танец, - то тягуче-вязкий, как резина, то рвущийся на клочки. Если в классическом балете артист - создатель, носитель, проводник танца, то у Форсайта танец будто внеположен человеку. Это некая субстанция, с которой нужно сладить, иначе она будет трепать и колотить тебя, будто электрические разряды.

Тем отраднее наблюдать, как четыре пары солистов - Елена Шешина и Андрей Иванов, Яна Серебрякова и Дмитрий Пыхачов, Екатерина Петина и Антон Пимонов, Виктория Терешкина и Максим Зюзин - мастерски «разжевывают» форсайтовскую жвачку, азартно и четко справляясь со сложнейшими пластическими наворотами. После этого абстрактная композиция Reverence (тоже премьера) Дэвида Доусона, бывшего танцовщика труппы Форсайта, выглядит как грамотная работа старательного ученика, копирующего изделие мастера.

Представляя артистов-звезд, устроители фестиваля на сей раз тоже начали с главного. Аполлона в одноименном балете Баланчина на музыку Хиндемита исполнил итальянец Роберто Болле, высокий статный красавец, гордость миланского театра Ла Скала и один из лучших современных танцовщиков, стремительно набравший популярность за последние годы. Именно его в 2002 году пригласили танцевать в Букингемском дворце на торжественном концерте, посвященном 100-летию королевы-матери.

В роли Аполлона он предстал не беспечно-резвым купидоном, каким стараются представить этого персонажа наши танцовщики, а сумрачным Зевсом-громовержцем, отвлечь которого от государственных забот шаловливым музам (Виктория Терешкина, Майя Думченко, Ольга Есина) не под силу. Каждый жест, поза, движение этого Аполлона-Зевса, казалось, безупречно высечены в мраморе самим Микеланджело.



Источник: "Газета", 27.03.2005,








Рекомендованные материалы


17.05.2016
Балет

В гостях у папы

В гости норвежцев позвал берлинский Штаатсбалет, которым второй сезон руководит испанец Начо Дуато. Балет Ghosts в его духе – мрачновато, междисциплинарно, но не опасно и вполне консервативно. И очень стильно.

23.02.2015
Балет

Балет как резюме

Испанец Начо Дуато под огнем критики уже с января 2013-го, когда его официально представили в качестве преемника Владимира Малахова. Получить место оказалось легче, чем доказать критике, что ты его заслуживаешь, — никакие достижения в расчет не брались. Вундеркинду 90-х явно показывали, что он не на своем месте. Во всяком случае, в Берлине.