Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.05.2006 | Город

Режимная красота

В день музеев открываются многие московские двери

Восемнадцатого мая – Международный день музеев. В этот день (да еще 18 апреля – в Международный день охраны памятников) московские музеи работают бесплатно, а некоторые закрытые учреждения открывают свои двери для посетителей. В этом году в списке доступных памятников 78 адресов. Правда, с некоторыми из них пока не до конца ясно. Например, фирма «Мелодия», которой сейчас принадлежит один из самых интригующих объектов – роскошный особняк водочного короля Петра Смирнова на Тверском бульваре, – еще не подтвердила, что примет посетителей. В советские годы в особняке размещались столь серьезные «почтовые ящики», что он почти не упоминается даже в специальной литературе. А между тем за его скромным фасадом прячется один из лучших интерьеров Федора Шехтеля – знаменитейшего архитектора эпохи модерна: анфилада залов, оформленных в разных исторических стилях, в духе декадентской моды Серебряного века символизирует путешествие по царству мертвых, она начинается и завершается торжественной романской базиликой.

Посольств и ведомственных министерских зданий в списке почти нет. А часть объектов и в обычные дни открыта для посетителей: например редчайший собор XV века в Андрониковом монастыре или хорошо отреставрированные интерьеры 17-го столетия в Белых палатах на Пречистенке. Зато в День музеев можно рассчитывать, что хозяева покажут какие-то редкости, в обычное время недоступные – например единственный в Москве фрагмент фресок Андрея Рублева, подвизавшегося и умершего в Андрониковом монастыре (фреска находится в оконном откосе собора).

Вообще многое зависит от гостеприимности хозяев. Например, 18 апреля очень тепло принимали гостей в собственном доме архитектора Федора Шехтеля на Большой Садовой. Вице-президент обитающего здесь теперь центра «Стратегия» добросовестно показывал гостями все закоулки, в том числе и комнату, в которой в 1913 году сын Шехтеля вместе с художником Василием Чекрыгиным и Владимиром Маяковским иллюстрировали первую книгу поэта – знаменитый поэтический сборник «Я!». Еще больше повезло посетителям дома Пороховщикова в Староконюшенном переулке: здесь за гостями ухаживал потомок бывшего хозяина, артист Александр Шалвович Пороховщиков. Который рассказывал о фамильном гнезде «очень искренне и артистично, потому что профессия обязывает».

В гостинице «Националь» могут показать лучшие номера, где сохранилась модерновая отделка, а в особняке Морозовых в Подсосенском переулке можно лицезреть кабинет, о котором современник вспоминает так: «Кабинет его был двусветный, очень высокий, весь отделанный темным деревом, с пятью панно работы Врубеля, изображавшими Фауста, Мефистофеля и Маргариту».

Стоит иметь в виду, что обещания организаторов впускать всех посетителей по мере их прихода выполняются не всегда: порой хозяева жалуются, что гостей слишком много. А в некоторые места – например в Петровский путевой дворец – и вовсе можно попасть лишь по предварительной записи. Так что если хотите увидеть роскошное лепное убранство парадного зала, следует позвонить в Москомнаследие и записаться.


1. Главный дом усадьбы Шехтеля, арх. Шехтель (Б. Садовая ул., 4), тел. 299 34 74

2. Главный дом усадьбы Морозова, арх. Чичагов, Шехтель (Подсосенский пер., 21), тел. 917 03 59

3. Жилой дом Пороховщикова, арх. Гун (Староконюшенный пер., 36), тел. 245 26 47

4. Гостиница «Националь», арх. Иванов (Моховая ул., 15), тел.  258 71 15

5. Петровский путевой дворец, арх. Казаков (Ленинградский пр-т, 40), тел. 959 41 76

Справки по всем адресам: Москомнаследие, тел. 953 23 67



Источник: "Ведомости. Пятница", 12.05.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
29.04.2020
Город

Комплекс на краю мира

Снос во Владивостоке «архитектурного» корпуса Политехнического института, который начался в декабре 2018 года, стал поводом для одной из самых громких дискуссий об архитектуре в городе. Причина для сноса – строительство межмузейного комплекса, среди участников проекта называют Третьяковскую галерею, Мариинский театр, Русский музей, а также Эрмитаж и Музей Востока.


Скажи, Собянин, ведь не даром Москва затоплена была?

Но вот газета РБК публикует сенсационное расследование, из коего следует, что Москву затопило не даром, а за довольно крупные деньги. На улицах, где произошел потоп, был только-только проведен капитальный ремонт ливневой канализации.