17.05.2006 | Музыка
Предъюбилейное примирениеГосоркестру России присвоено имя Евгения Светланова
В 2006 году Государственный академический симфонический оркестр России - музыкальное лицо СССР, один из главных оркестров перестроечной и постперестроечной России - отмечает 70-летие. Самые памятные из его триумфов связаны с творчеством Евгения Федоровича Светланова, который руководил коллективом с 1965-го по 2000 год, до последних дней своей жизни.
Он вывел оркестр в число лучших музыкальных ансамблей мира, добившись непревзойденного ярко-индивидуального звучания, отличавшего Госоркестр от коллег, ярких интерпретаций и уникального репертуара.
Фундаментальный цикл «Антология русской музыки» и программа «Сокровища западноевропейской музыки» стали непревзойденными достижениями Светланова и в концертной практике, и в звукозаписи.
Однако последние годы жизни Светланова были омрачены тяжелым конфликтом с Госоркестром. Музыканты, недовольные кто зарплатой, кто нагрузкой, кто нечастыми гастролями, кто характером маэстро, а кто и всем этим вместе взятым, досаждали Светланову претензиями и демаршами. У музыкальной общественности сложилось впечатление, что эти неприятности чуть ли не ускорили уход великого дирижера, перенесшего незадолго до смерти тяжелые операции, но до последних дней сохранявшего завидную творческую форму.
С тех пор, как Светланова не стало, и до нынешнего момента сохранялось впечатление, что между Госоркестром и вдовой дирижера Ниной Александровной, энергично занявшейся систематизацией наследия Евгения Федоровича и проектами издания его записей, пролегла непреодолимая пропасть.
Их нынешнее примирение выглядит почти сенсационно. Инициатива принадлежит нынешнему руководителю Госоркестра Марку Горенштейну, предложившему закрепить неофициальное имя Госоркестра: коллектив и так на протяжении многих десятилетий называли «светлановским».
«Это наша русская традиция, - сказал Горенштейн. - Орманди руководил Филадельфийским оркестром 50 лет, и после его смерти оркестру не присвоили его имя. Но это не значит, что так поступать правильно. Если что-то на Западе не происходит, а у нас происходит - почему нет? Титул Госоркестра России и сам по себе значимый, но есть уважение к таким музыкантам, как Евгений Светланов, который вывел оркестр к музыкальным вершинам. Людей, которые конфликтовали с Евгением Федоровичем, в оркестре уже нет. Все мелочи и дрязги забудутся. Останутся его наследие, записи, это и есть память».
Нина Александровна Светланова, занятая сейчас изданием записанной Светлановым «Антологии русской музыки», которую она хочет подарить чуть ли не каждой музыкальной школе, со своей стороны заявила:
«Я хочу разрядить обстановку. Помимо Евгения Федоровича руководителем коллектива был его любимый учитель Александр Гаук, потом - Натан Рахлин, потом - Константин Иванов, потом пришел Евгений Федорович.
Коллектив принял его в штыки. В Госоркестре тогда сидели дикие зубры, и вот пришел какой-то мальчишка, который стал делать им замечания, топать ногами, возмущаться. После первой же репетиции худсовет вынес решение, чтоб на порог больше этого мерзавца не пускать.
Это мне рассказал Евгений Федорович. Но кончилось тем, что он проработал в Госоркестре 35 лет. Я очень благодарна Марку Борисовичу Горенштейну, что он довел до конца эту идею присвоения имени Евгения Федоровича оркестру. Пока мы все живы, мы должны сделать что-то нужное и полезное для Отечества. И мы должны знать своих героев».
Имена героев - предшественников Светланова также не будут забыты. Программы следующего юбилейного сезона задуманы Госоркестром как посвящения его уже упомянутым руководителям.
После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?
Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.