Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.04.2006 | Музыка

Все на выход!

Международный квартет Pago Libre завершил гастроли по России

Все выступления квартета Pago Libre в Петербурге (один - в рамках академического фестиваля «Крещендо»), на джазовых «Апрельских тезисах» в Архангельске и в Московском Доме музыки прошли с огромным успехом и практически с аншлагами.

Более того, давно уже в столице концерт новой музыки, проходящий в филармоническом зале, а не в специально отведенном для этого месте вроде центра «Дом», не вызывал такого неподдельного энтузиазма, причем обоюдного – и артистов и публики.

Квартет Pago Libre возник 16 лет назад как интернациональный проект живущего в Швейцарии пианиста и композитора ирландско-немецкого происхождения Джона Вулфа Бреннана. И название, выглядящее как идиома на каком-нибудь романском языке, на самом деле – не более чем первые слоги фамилий участников первого состава. Но теперь Pago Libre - фактически сборная новоджазовая команда из немецкоязычных стран, если учесть, что наш любимец валторнист Аркадий Шилклопер уже несколько лет живет в Вуппертале (Германия), а скрипач Чо Тайссинг и контрабасист Георг Брайншмид- оркестранты «Венской Фольскопер», почти что на досуге занимающиеся джазом.

Квартет лишь однажды выступал в Москве – ровно десять лет назад на фестивале «Альтернатива», но все его участники приезжали к нам и по отдельности. Пять предыдущих дисков и концертных программ были результатом совместной деятельности всего квартета, а новый проект Stepping Out (что-то вроде «Все на выход») больше выявляет их творческие индивидуальности. Впрочем, первым среди равных остается, конечно, Бреннан, занимавшийся композицией у классика нашего авангарда Эдисона Денисова и у легендарного кинокомпозитора Эннио Морриконе.

Новая программа продолжение все того же евроджаза - без блюзовых нот, афроамериканской экспрессии и straight ahead, то есть четко очерченного деления на тему-импровизации-тему и вообще без всех признаков джазового мэйнстрима.

В квартете принципиально нет ударных, нет никаких намеков на классический джазовый репертуар (у скрипача Тайссинга один раз проскальзывает эллингтоновский «Караван», но почти в пародийном контексте). А так - Шилклопер однажды вспоминает «Танец с саблями», а Брайншмид к месту цитирует (при помощи сложнейшего пиццикато левой рукой!) Первый концерт Чайковского, и на бис все играют его польку, естественно, с аллюзиями к Иоганну Штраусу.

Полька вместо блюзового риффа – это в духе евроджаза. Как и трехметровый альпийский рог Шилклопера, и модный балканский фольклор, и подготовленный рояль в духе авангардиста Джон Кейджа и постмодерниста Стивена Скотта.

Быть может, было чуть больше, чем надо, захватывающих дух, суховато-виртуозных унисонов, особенно в номерах из старых программ. Они заставляли вспомнить даже Мессиановский "Квартет на конец времени"!  Была и ретро-скрипка Тайссинга и почти физиологическое двухголосие альпийского рога и нарочито театральные паузы. Быть может, чуть-чуть переборщили с дадаистским юмором из разряда «музыканты улыбаются» (влияние литературных пристрастий Бреннана: та же полька Брайншмида и вальс из нового саундтрэка к хоррору Хичкока).

Но публика это любит. И готова принимать под маркой джаза в интерпретации международного квартета если не Кейджа и Денисова, то нечто в духе Прокофьева, Бартока и…собственно Pago Libre.



Источник: «Время новостей»№73, 26.04.2006,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
20.12.2021
Музыка

Игра для своих

После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?

Стенгазета
18.10.2021
Музыка

Последние песни

Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.