30.03.2006 | Арт / Фотография
С точки зрения фотографаЛучшей на салоне живописцев оказалась фотовыставка
Журналисту надлежит следовать правде жизни и честно доносить факты до трудящихся масс, даже если эти факты ему антипатичны. Оттого сообщаю: всю прошлую неделю в Центральном Доме художника работал Московский международный художественный салон «ЦДХ - 2006 «Современники», организованный Международной конфедерацией союзов художников. Любезный читатель, сам разбирайся с кавычками в названии - как написано в каталоге, так мною добросовестно переписано.
Вашему покорному слуге для когнитивного кризиса хватило уже созерцания живописных отчетов региональных союзов художников вкупе с заплатившими за стенды индивидуалами. Экспозиция заняла все этажи ЦДХ. Салон - он и есть салон: спасибо устроителям хотя бы за честность в определении жанра. Тут уж не до кавычек.
(Впрочем, имело смысл посмотреть на мини-ретроспективу героя соцтруда Таира Салахова, работы которого до сих пор актуальны своей лаконичной динамикой колорита, антиподной вырожденческой эстетике брежневского искусства. Впрочем, большинство выставленных на салоне вещей сделано уже в 1990-е. Достоин внимания также проект «Музыка поверхности» петербуржца Владимира Духовлинова - почтенного «восьмидесятника», автора концептуальных фактурных абстракций. К тому же их много украсил эмоциональный текст пера другого мэтра, руководителя отдела новейших течений Государственного Русского музея Александра Боровского.)
Встречал же салон гостей выставкой, развернутой прямо напротив гардероба, на первом этаже Дома художника. И это в самом деле гениальная выставка, тем не менее выкинутая организаторами в никчемную пустоту по соседству с туалетом. Кандидат искусствоведения Лариса Кашук, заручившись поддержкой секции критики и искусствоведения Московского союза художников (организации самой по себе консервативной и косной), придумала тем не менее остроумный и стильный проект. Он называется «Художник-искусствовед-фотограф. Альтернативное искусство 60--90-х гг.» и посвящен фотодокументации арт-бытия нашего авангарда за полстолетия.
Причем в роли летописцев выступают и профессиональные фотографы вроде ветерана Игоря Пальмина или добившегося звездного статуса более молодого Игоря Мухина. И сами художники (тончайший график и автор лирических объектов из бумаги ручного литья Валерий Орлов, оказывается, обладает солидным и качественным фотособранием, в котором есть снимки персонажей вроде Александра Бренера, вроде бы являющегося полным орловским антагонистом). Даже искусствоведы (Кашук не удержалась выставиться и сама) и чиновники из Минкульта (впрочем, Иван Порто уже давно участвует в фотоэкспозициях). Получилась несколько сумбурная и хаотичная выставка, но архив на то и архив, чтобы в него попало всякое свидетельство. А Кашук знает толк в архивном деле.
Она много чего напридумывала в своей жизни. Например, серию сборников под общим названием «С точки зрения художника», сделанных на ротапринте и изданных тиражом 100 экземпляров каждый. Это когда художник дает Кашук графическую почеркушку, она листочек сканирует, потом ксерокопирует - а там, глядь, и книжка, которая является полноценным произведением искусства. И к проекту «Художник-искусствовед-фотограф» тоже обещан каталог, который, без сомнения, станет бесценным документом эпохи.
Но и состоявшимся артефактом - большинство работ на выставке являются самостоятельными произведениями искусства. Сепированные, чуть размытые и очень живые снимки из серии «Многопортрет» Михаила Михальчука. Декоративно-календарные, «залаченные», но оттого необычайно эффектные портреты Льва Мелихова. Инфернальные фотографии Валерия и Натальи Черкашиной, персонажи которых, снятые в острых ракурсах, выплывают на зрителя из иссиня-черной пустоты. Про уже помянутого классика Игоря Пальмина и не говорю.
Однако подлинным открытием и главным героем экспозиции оказался затворник, бегущий всякой публичности, Сергей Румянцев. Он и негативы-то свои потерял, и озаботился их поиском только благодаря настойчивости Кашук. Но стоило чего искать! Постановочные, ироничные снимки обитателей арт-сквота в Фурманном переулке конца 80-х. Психологические портреты мэтров «другого искусства» Дмитрия Краснопевцева со спящим белым котом или Эрнста Неизвестного с лютеранским священником (у художника была выставка в Польше). Остроумна фотография Юрия Соболева - его маленькая кукла, сделанная братом жены, и соболевская живая рука рядом с ней. «У Соболева была слишком эффектная внешность, чтобы пользоваться ею», - объяснил фотограф. Нестандартное решение!
И вот именно что нестандартным получился весь проект Ларисы Кашук - в отличие от монотонного и банального салона. Кажется, ну старые исторические фотографии. Но сосредоточенно вглядываешься в них не из простой ностальгии, а с ощущением искусства перед тобой. Искусства фотографа. Ну и куратора.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.