Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

14.03.2006 | Арт / Общество

За нашу и вашу свободу!

В Сахаровском центре открылась выставка «Политическое «правосудие» и политзаключенные современной России»

   

В московском Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова открылась выставка «Политическое «правосудие» и политзаключенные современной России», организованная сразу несколькими правозащитными организациями. Оставаясь художественным проектом (представлена серия авторских марок Александра Холопова с портретами жертв «политически мотивированных судебных преследований») и стильной экспозицией в черно-белых тонах, она может оказаться социальной сенсацией, поскольку по замыслу устроителей должна свидетельствовать о внутриполитической катастрофе в стране, снова становящейся тоталитарной. Навернисаже в Сахаровском центре, куда были приглашены как уже вышедшие из заключения персонажи выставки, так и представители власти, побывал Александр Панов.

Обвиненные в государственной измене ученые, военные и дипломаты, в хищении чужого имущества — бизнесмены, в экстремизме и терроризме — исламские фундаменталисты, в массовых беспорядках — молодые «нацболы»… Все они, по мнению членов оргкомитета выставки, оказались в заключении по политическим мотивам и благодаря ангажированности правосудия, выполняющего властный заказ.

Их набралось семьдесят пять человек — и это без тех, кого подозревают в насильственных действиях и хранении оружия. (Потому в скорбную портретную галерею попали безобидные «лимоновцы», забаррикадировавшиеся в кабинете министра здравоохранения Зурабова или разгромившие приемную Администрации Президента РФ, но не сам их вождь, тоже прошедший тюрьму и колонию.)

Семьдесят пять — это много. Это позволяет говорить о возрождении в стране феномена политических репрессий, помогающих в налаживании «управляемой демократии» и строительстве «вертикали власти». Смысл выставки — обратить внимание общества на своих вынужденных изгоев, изображения которых воспроизведены на самодельных почтовых марках как атрибутах государства.

Марка, монета, купюра — официальное свидетельство времени и пантеон, в который попадают самые достойные, иногда — президенты, иногда — писатели и художники. На них обращают внимание не только филателисты, но — невольно — каждый гражданин страны или его заграничный адресат. Именно альтернативные марки как артефакты (а работы художника Александра Холопова, давно работающего в странной области artistamp, хоть и имеют номинал в 25 рублей, но абсолютно дисфункциональны и не могут считаться подделкой госзнаков) должны заявить о наличии в России политзаключенных и совершающейся на глазах гражданской катастрофе.

Искусство может исполнить важную социальную роль, если на нее не способны адвокатура и пресса. И в напоминании об этом — один из главных уроков жесткого, но одновременно элегантного проекта Музея Сахарова.

Второй урок — это демонстрация толерантности перед лицом общей опасности властного беспредела. Организаторы выставки постоянно повторяют, что не разделяют взгляды ее персонажей вроде тех же нацболов или осужденных членов международной исламской партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» («Партия исламского освобождения»), которую Верховный Суд РФ признал террористической организацией. Но ненасильственные (!) акции протеста НБП заслуживают лишь административного наказания за хулиганство, а не 3 лет лишения свободы для их участников. А абстрактные грезы мусульман-радикалов о всемирном Халифате столь выморочны и беспочвенны, что, возможно, требуют для грезящих медицинского освидетельствования, но никак не заключения и пыток. Справедливо написал в своей статье в буклете к выставке Сергей Ковалев: «Власть уже сейчас устраивает систему, очень близкую к Халифату, создавая, в частности, централизованную власть в федеративном государстве». А автор идеи проекта, директор Сахаровского центра Юрий Самодуров сказал, что затеял выставку как раз для того, чтобы в России не стало как в Иране с его госцензурой.

В общем, авторы проекта действуют в духе вольтеровской максимы: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право их высказывать».

Это очень мужественное решение, на которое неспособно российское государство, где самодовольство оборачивается трусостью. Легко обвинять в госизмене профессоров и докторов физико-математических наук или обвинять в терроризме студентку Лингвистического университета Пятигорска, метелить интеллигентов на фоне бандитской распущенности, тотальной коррупции и восторжествовавшем уркаганском «праве сильного». Интеллигенция и может ответить лишь выставкой из почтовых марок. Но выставкой очень стильной и эффектной. Правильной!



Источник: "Объединенный Гражданский фронт" №8 (26), 06.03.2006,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»