Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

17.11.2017 | Книги

Идеальная книга о Красном Октябре

Книга для всех, кто готов посмотреть на Октябрьскую революцию свежим взглядом

Честно говоря, обстоятельный и фактологически точный нон-фикшн о русской революции — последнее, чего ждешь от Чайны Мьевиля, всемирно известного английского писателя-фантаста, выдающегося рассказчика невероятных историй и изобретателя немыслимого города Нью-Кробюзон. Однако не следует забывать, что помимо литературной у Мьевиля имеются еще по меньшей мере две публичные ипостаси — академическая (писатель защитил докторскую диссертацию по марксистским интерпретациям международного права) и политическая (он с давних пор входит в разного рода левые партии и общественные организации и даже баллотировался от одной из них в британский парламент — впрочем, безуспешно). Так что, если вдуматься, лево-радикальная Октябрьская революция с ее головокружительным размахом и стимпанковским антуражем, с ее ужасами, кровью и прекраснодушными порывами, лежит строго в русле интересов Чайны Мьевиля — и хорошо, что столетний юбилей заставил писателя в итоге заняться ею всерьез.

Начиная с краткого ликбеза по петровской эпохе (надо же знать, откуда взялся «город трех революций»), писатель стремительно, буквально за две компактные главы, проносится по новой российской истории до, по выражению Троцкого, «объятий, восторгов и радостных слез» февральской революции, после чего немного сбавляет темп. Учредительное собрание, Временное правительство, лихорадочное и бесплодное лето 1917, сгущающаяся тень большевистского переворота и, наконец, беззвучным взрывом, огромным и до поры нестрашным ядерным грибом — штурм Зимнего, создание революционного правительства, провозглашение советской власти.
Каждый эпизод в книге Мьевиля — законченная, закругленная история, каждый персонаж — настоящий живой человек, каждая деталь — бесценна, каждая цитата — к месту.

Из множества разрозненных свидетельств (судя по обширной библиографии, работа над «Октябрем» заняла у Мьевиля несколько лет), из набивших оскомину образов и стереотипов, из хрестоматийных фраз и растиражированных исторических мемов он ухитряется заново собрать историю величественную, пугающую и невероятную — словом, ту самую, которую нам с нашим бэкграундом (что советским, что постсоветским) разглядеть никак не удается.

Равно свободный и от коммунистического ресентимента, и от персональных счетов с советским строем, и от навязчивого желания искать и на ровном месте находить параллели с сегодняшним днем, англичанин Чайна Мьевиль пишет без преувеличения идеальную книгу о Красном Октябре — с большим отрывом лучшую из всех, выпущенных к нынешней годовщине. И хотя человеку, заставшему советскую эпоху, некоторые его объяснения могут показаться избыточно подробными (кто ж не знает, чем меньшевик отличается от большевика), для читателей моложе 35 они определенно не будут лишними, тем более что емкости и доходчивости Мьевилю не занимать.

Цитата: «Мародеры рылись по бесконечным комнатам. Они не обращали внимания на предметы искусства, забирая одежду и безделушки. Затаптывали бумаги, валяющиеся на полу. На выходе революционные солдаты обыскивали их и конфисковали сувениры. „Этот дворец принадлежит народу, — упрекнул один большевистский лейтенант. — Принадлежит нам. Не крадите у народа“.

Обломанная рукоять меча, восковая свечка. Воришки сдавали свою добычу. Одеяло, диванная подушка.

Антонов вывел бывших министров наружу, но там их встретила разъяренная и взбудораженная толпа. Он встал на защиту арестованных. „Не бейте их, — настаивал он и другие опытные (и гордые) большевики. — Это некультурно“».

 

Источник: Meduza, 07.11.2017,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
09.12.2018
Книги

Изгнанные из нормы

В «Одиноком городе» писательница рассказывает истории нью-йоркских художников и акционистов, смешивая их с личными ощущениями — переехав из Англии в Нью-Йорк ради романтических отношений, Лэнг быстро остаётся одна в незнакомом городе и преодолевает боль расставания, изучая проблемы современного общества: нехватку близости, осуждение непохожих, череду комплексов и страхов.

Стенгазета
27.11.2018
Книги

Тыжедевочка

Маленькая принцесса, хозяюшка, невеста, леди - как освоить эти роли, заполучить самого классного мальчика и стать самой стильной, расскажут девичьи энциклопедии. Книга Лены Климовой, рассчитанная на ту же аудиторию девочек-подростков, не агитирует быть милой, популярной и модной. При этом «Настоящая девчонка» – не «феминизмик и ЛГБТшечка» для восьмиклассниц, а искренний разговор о сложных вещах.