Народное финансирование в последние годы набирает обороты по всему миру и одно из важных его направлений – поддержка независимого и экспериментального искусства. В тех странах, где ни государство, ни частные фонды внимания на искусство не обращают, краудфандинг становится чуть ли не единственным путем его выживания. В авторской анимации все именно так и обстоит, хотя режиссеры решаются на то, чтобы объявить сбор денег на свое кино с большим трудом и смущением – им кажется, что это похоже на попрошайничество. Но иногда другого пути снять то, что давно задумано, нет. За те годы, что существуют краудфандинговые платформы, у народного финансирования появились свои звезды и свои герои, объявились люди, которые так любят искусство, что готовы тратить большие суммы личных денег на то, чтобы его поддерживать. В авторской анимации один из главных героев краудфандинга – живущий в Берлине итальянец Паоло Полезелло, настоящий граф Монте Кристо мультфильмов.
Я с Паоло познакомилась несколько лет назад. Сначала в фейсбуке. Не помню, как это случилось, но помню, что обратила внимание на человека с итальянским именем, который ставил лайки всему, что имело отношение к анимации, независимо от того, на каком языке это было написано. Даже на русском. Мы стали «френдами». Потом о нем заговорили друзья-аниматоры. Краудфандинг в России тогда только начинался, но первые же смельчаки, которые пытались собрать себе денег на съемки независимого мультфильма на «Планете», с изумлением рассказывали, что самые большие суммы им приходили от совершенно незнакомого человека с итальянским именем – Паоло Полезелло. Кто это такой, чем он занимается и почему любит анимацию, никто не знал. Потом я с ним познакомилась на главном европейском анимационном фестивале во французском городе Анси. Паоло оказался доброжелательным, улыбчивым, с невероятной горячностью обсуждал мультфильмы и, что самое удивительное, – хорошо говорил по-русски. Известность его, как человека, активно поддерживающего независимую анимацию, росла. Теперь от аниматоров со всего мира я слышала захватывающие истории о том, как «тут появился Паоло» и у безнадежного желания доснять авторский фильм появился счастливый финал, а в титрах фильмов из самых разных стран стала замечать отдельно и крупно написанное его имя с благодарностью. И вот недавно на фестивале в Загребе я услышала очередную подобную историю от Элли Вуоринен из Финляндии (кстати, она получила за свой фильм один из главных фестивальных призов) о том, как ей помог человек, которого она никогда не видела и ничего о нем не знает. «А хочешь знать?», - спросила я, и тут все, кто участвовал в разговоре, закричали: «Конечно, мы все хотим знать!». Тогда стало ясно, что пора поговорить с Паоло начистоту. А заодно рассказать истории тех, кто сделал свои мультфильмы с его финансовой помощью.
Мы «встретились» поговорить в Скайпе. Я видела за спиной Паоло маленькую холостяцкую комнату с пустыми белыми стенами и распятием над кроватью и стеллаж, заваленный всяким барахлом у стены. «Ты, как граф Монте-Кристо, всех интересуешь,» - говорю я. «Знаю», - ответил он коротко, ничуть не удивившись.
Итак, вот биографические данные: Паоло родился в Италии, в Милане, учился физике полупроводников, потом нашел работу в большом международном патентном бюро с одним из офисов в Берлине, и уехал туда почти двадцать лет назад, в 1999-м году. Сначала занимался полупроводниками, потом сменил тему, но по-прежнему работает с изобретениями в том же бюро. Сам он называет себя чиновником. Он всегда интересовался искусством и кино, анимация оказалась на пересечении того и другого, так что в какой-то момент Паоло просто поехал в отпуск на крупнейший в Европе анимационный фестиваль во французский город Анси.
«Мой первый Анси был 10 лет назад, в 2007-м году, - рассказывает Паоло, – с тех пор ездил туда и на другие фестивали постоянно, знакомился с людьми и вот теперь я тоже маленькая часть мира анимации». - «Да, ты практически теневое министерство культуры!». Хохочет: «Может быть мой бюджет на анимацию почти как у министерства культуры, особенно когда правительство начинает его урезать».
Я по-прежнему не понимаю: «Может быть у тебя есть большое наследство или ты сын богатых родителей?» - «У меня есть только зарплата, как у нормального чиновника, хорошая зарплата, но больше ничего нет. Я один, ни жены, ни детей у меня нет. Есть люди, которые покупают Порш или БМВ. У меня нет машины. Я поддерживаю анимационные фильмы».
Ирина Литманович снимала фильм «Облака ручной работы» на студии «Аквариус» с 2012-го года. Но в процессе съемки кино разрослось с 20 минут до 27 и денег не хватало.
Ирина Литманович: «Многие мои знакомые стали агитировать обратиться к краудфандингу. Я очень сомневалась, было стыдно просить. На тот момент в нашей анимации был только один успешный пример краудфандинга – «Три мелодии» Гарри Бардина. Но мне казалось, что это все благодаря известному имени. Мы пытались найти деньги как-то еще, всюду обращались и очень много времени на этом потеряли. А деньги были нужны - техника многоярусной перекладки сложная, нужна студия, свет, хоть маленькие зарплаты команде, запись музыки и так далее. И когда стало ясно, что мы никаких дополнительных денег не найдем, я решила попробовать – терять-то, в общем, нечего. И в первый день, когда был объявлен сбор денег, мне на счет проекта пришло 100 тысяч рублей. От Паоло, которого я совершенно не знала. Это был такой мощный толчок, такая мощная поддержка. Появилась вера в то, что все действительно может состояться. Это был настоящий подарок надежды. В результате мы собрали все деньги, которые запланировали, в конце появился еще один фантастический персонаж в краудфандинге – Вадим Богданов, которого я тоже до того не знала. А потом Паоло еще нашу книгу с Шендеровичем «22 трамвая» поддержал, он, видимо, следит за тем, что я делаю и в этот раз тоже решил поучаствовать. Он приходил на наш концерт в Берлине, когда я его увидела в зале, представила его как человека, который помог с книжкой. Паоло один из ангелов которые посылаются, когда особо ни на что не надеешься».
Паоло рассказывает, что поддерживает не только анимацию, бывает и кино, и книги, и какие-то проекты современного искусства своих немецких друзей, но, конечно, анимация сегодня оказалась для него главной. Он стал одним из модераторов фейсбучной группы «Crowdfunding for Animation», для которой сам ищет в сети и публикует новые проекты – круг анимационных друзей у него огромный. И все время следит за анимационными новостями в фейсбуке, чуть что-то появилось – он первый человек, который их «лайкает». Сам он это непрерывное внимание объясняет так: «На работе у меня два монитора. На одном экране моя работа, а на другом я часто смотрю в фейсбук». Раннее финансирование оказывается очень важным и для авторов, и для привлечения внимания к самому фильму, поэтому Паоло старается сразу дать какую-то сумму.
«Каким образом ты выбираешь, что поддержать и сколько денег дать?», - спрашиваю я. «Точных критериев у меня нет. Если на Кикстартере или на Планете цель небольшая, то есть это независимый фильм с маленьким бюджетом, – значит стоит дать. Типичный пример фильма, который я не буду поддерживать – это «Аномализа». Господин Чарли Кауфман очень известен и у него большой бюджет. Я предпочитаю маленькие проекты еще и потому что там я буду иметь большую долю, а в большом проекте моя часть будет совсем незаметна. Лучше я поддержу на «Планете» независимые проекты Вани Максимова или Гарри Бардина». - «Значит, ты не поддерживаешь большие, полнометражные фильмы?» - «Бывает. Один из первых фильмов, которому я дал денег, был «Камни в моих карманах», полный метр Сигне Баумане, и недавно поддержал фильм «Мой роман с замужеством», который она сейчас снимает. У нее была достаточно большая цель, к тому же она моя хорошая подруга, в этом случае дружба чуть-чуть имела значение. Но я никогда не считаю, сколько даю». «Ты не помнишь этого?». - «Нет. Но достаточно». - «А сколько ты тратишь на анимацию, например, в год, знаешь?» - «Знаю, конечно, поскольку получаю выписки из банка, но предпочитаю не говорить».
Андрей Бахурин в 2014-м году решил собрать денег краудфандингом на третью серию своего сериала-страшилки «Бледный мальчик», начатого и брошенного каналом «2х2».
Андрей Бахурин: «Паоло очень помог с «Бомжмобилем». Так мы собственно и познакомились. Теперь, когда я в Германии бываю, мы тусим вместе много. В «Бомжмобиле» есть кадр с Паоло - он на обложке книги "Время и стекло". Книга с этим названием появляется почти во всех моих мультах».
Еще один поразительный факт про Паоло – то, что он говорит, кажется, на всех возможных языках. “Ну раз я в Германии, надо говорить по–немецки, в бюро у нас три рабочих языка – английский, французский, немецкий. Моя подруга мексиканка и я говорю с ней по-испански, еще я знаю чешский. Русский учил здесь, в Берлине, как хобби, просто из любопытства, а может быть чтобы попробовать читать Гоголя. (Прочитал, кстати, у меня есть книги). Начинал учить эстонский, но бросил, знаю только какие-то слова. Эстонский из-за их прекрасной анимации учил, конечно”. - «А какие русские фильмы ты поддерживал?» - «Я говорил про «Скамейки» Ивана Максимова, «Три мелодии» Гарри Бардина, «Бомжмобиль» Андрея Бахурина, «Облака ручной работы» Ирины Литманович. Книгу Виктора Шендеровича с ее рисунками, тоже поддержал. Хочешь покажу книгу?». - Паоло выуживает из заваленного стеллажа книжку. Затем круглую коробку с пленкой - «А вот это знаешь что? Настоящая 35 мм копия фильма Стивена Волошена! Я поддерживал его книгу про технику скретч-анимации на пленке. Он веселый тип. Я стараюсь ничего не получать, но все равно присылают, вот оно здесь лежит, - показывает на стеллаж, - есть такие интересные предметы. Мне только DVD нравится смотреть» – «По-моему, DVD уже уходит», - «Да, мне многие посылают линки на Vimeo или еще хуже – блю рэй, а у меня еще нет его. Я даже посмотреть не могу, мне надо купить аппарат и телевизор, а то у меня телевизора тоже нету».
Финский независимый режиссер Элли Вуоринен собирала деньги на фильм Sore Eyes For Infinity в 2016-м году и с конца прошлого года он успешно путешествует по фестивалям.
Элли Вуоринен: «Для финского человека, который хочет жить спокойно, идея просить деньги у совершенно незнакомых людей выглядит очень странно и даже отвратительно. Но мой продюсер уговорил меня попробовать в небольшом масштабе. Я думала, что это будет величайший фарс в Интернете, но дело пошло на удивление хорошо. По большей части благодаря одному тайному покровителю анимации, которого я никогда не видела. Я только слышала рассказы о нем, по которым он скорее похож на персонажа из мультфильма. Особенно благодаря броскому итальянскому имени. Я чувствовала, что он следит за кампанией по сбору денег и за это время он пожертвовал целых два раза. Самый дорогой лот в нашей кампании был «Режиссер вас приглашает погостить в свой фермерский дом». Я не думала, что кто-то это купит, но немного нервничала, потому что у нас как раз шел ремонт и на самом деле мы никого не могли принять. Паоло купил этот лот, но написал моему продюсеру, что ему ничего не нужно. Такой благородный парень!
Человек, поддерживающий анимацию, редок и уникален, и способ, которым Паоло это делает, альтруистичен и скромен. Я чувствую, что он за это ничего не ждет для себя. И это тихое рыцарство заставляет тебя думать о своих собственных приоритетах и мотивах не только в искусстве, но и в жизни в целом.
«Я знаю, что ты любишь авторскую анимацию. А ты опираешься на свой вкус при поддержке фильмов?» - «Нет, скорее я поддерживаю вслепую. Конечно, я как-то себе представляю что это будет, но это не значит, что выйдет в моем вкусе. Бывали случаи, когда я получал фильмы, которые были совсем… (делает большие глаза). Не скажу какие. Но это часть игры. Как на бегах ставишь на неизвестную лошадь. Приведу мой любимый пример – проект Сигне. Я ее знаю. Я не знаю, какой будет точно фильм, но я знаком с тем, что она делает и верю в нее. Или, например, Ваня Максимов, я знаю что он делает и могу представить, что это будет. В других случаях это вслепую».
Иван Максимов в 2014-м году собирал на «Планете» деньги на мультфильм «Скамейки №0458»: «Я в первый раз собирал деньги краудфандингом. В результате у меня было три главных мецената и одним из них был Паоло. Мне кажется, ему просто приятно участвовать в процессе. Он очень дружелюбный. Паоло дает деньги на все, что касается мультов».
У Паоло в фейсбуке есть альбом фотографий, который называется “Портреты” – он полон его портретов, нарисованных аниматорами, и я думаю, что для многих из художников – это способ выразить благодарность за поддержку их фильмов, поскольку обычно он отказывается от всех предложенных бонусов и подарков.
«Я обычно просто даю деньги. Я не выбираю: «на 10 евро получи постер». Мне это все равно. Ты не можешь представить себе, сколько у меня кукол, – достает со стеллажа одну за другой упаковки с куклами из мультфильмов, - Но это не так интересно, самое важное – это поддерживать фильм. Они мне пишут: «Ты же ничего не выбрал!» Имя в титрах – это ок, но больше мне ничего не надо. Вообще-то мне и имя все равно, но когда я увидел у Сигне в титрах «Камней в моих карманах», что я указан как associated produser, я был рад, это правда. К тому же это может быть полезно. В этом году я был на венском фестивале короткометражек, попросил аккредитацию и написал, что я продюсер. И меня в первый раз попросили представить продюсерское резюме. Что делать? И я написал какие-то фильмы, которые я поддерживал, где я указан в титрах. И мне дали аккредитацию. Я продюсер? Да, я продюсер.” - «А нет ли у тебя желания каким-то образом влиять, как продюсер? Продюсеры ведь часто высказывают свои пожелания». – «Я был бы плохим продюсером. Я не креативный. Это они делают, они творцы, это их мир. Ты хочешь рассказать такую историю? Ок. Это твое творчество, не мое».
Алексей Будовский, режиссер, родившийся в Петербурге, выросший в Нью-Йорке, а теперь живущий в Колумбии, в этом году собирал деньги на платформе indiegogo на фильм «Бруклинский бриз».
Алексей Будовский: «Мой фильм - музыкальная фантазия на тему уходящей натуры старого Бруклина. Я писал историю мест, которые у меня мелькают в кадре - городские легенды, историю домов и мостов. У меня была кампания двухходовая, сначала в свой день рождения 21 января я выложил 30 секунд с гаком и попросил подарить мне деньги на кино (просто они вообще кончились, работы не было и реально не на что еды было купить), пообещав с 1 февраля запустить полноценный краудфандинг, и народ прислал $3000 за неделю, после чего я запустился на индигого, попросив $8000, и собрал 9000, больше чем рассчитывал, а думал что и пяти не наберу. И на эти деньги почти 7 месяцев кормил семью и делал кино. Самые крупные суммы внесли три человека и двоих из них я никогда не видел, один из них Паоло. Я, конечно, удивился, что незнакомый человек практически больше всех дал. Да и сейчас я почти ничего о нем не знаю, кроме того что он филантроп из Берлина, разговаривающий на нескольких языках и откуда-то знающий всех наших, но он один из трёх людей указанных в титрах как продюсеры. Паоло внёс деньги безвозмездно, но я ему все равно полагающиеся ему ништяки выслал, типа гифки, именной знак и т.п.
О дружелюбии Паоло говорят все, кто его знает, и я думаю, что в некотором смысле его поддержка анимации – это входной билет в анимационный мир, который ему так интересен, и где теперь у него так много друзей. «А ты просто перечисляешь деньги или ты связываешься с режиссером или продюсером, что-то выясняешь?», - спрашиваю я. «Нет. Моя инициатива только денег дать. Но иногда меня находит автор проекта и мы начинаем общаться. Иногда из этого вырастает дружба. И этот аспект мне очень нравится. И еще бывает, например, на фестивале девушка меня узнает и бросается обнимать, - оказывается, я поддерживал проект ее мужа. Тоже приятно, я рад, что это случается».
Паоло продолжает снимать со стеллажа коробки и свертки. Видно, что многие из них он даже не разворачивал: «Давай посмотрим. Это от «Планеты». Какой красивый рюкзак. Подушка, несколько футболок, свитер, значки. А, это от фестиваля «Бессоница»!», - «Да, я знаю, что они в этом году собирали денег на хороший звук, - откликаюсь я, - Ты ведь их каждый год поддерживаешь. А не хочешь съездить как-нибудь, это же интересно – фестиваль под открытым небом?» - «Проблема в том, что многие приглашают, но у меня времени нет. Отпуск один. Моя подруга тоже аниматор, я использую отпуск чтобы быть с ней и поэтому в этом году я не был на больших фестивалях в Загребе и Анси, но был в Вене. Вот, смотри - еще из фильма «Корабли прошлых лет» кукла матроса, мне ее в Анси передали». – «По-моему, тебе пора устраивать музей подарков». – «Наверное. Прямо не знаю, что делать».
Георгий Богуславский снимал свой кукольный дебют «Корабли прошлых лет» на студии «Пчела», но денег не хватало на то, чтобы осуществить натурные съемки – главный герой, капитан, должен был встретиться с настоящим морем. А командировки в анимационных бюджетах никогда не учитываются. Кроме того, было нужно, чтобы композитор – американец Джейсон Уэбли – тоже смог приехать и на месте соединить музыку с реальными шумами. Поэтому в конце съемок весной 2014-го года Богуславский запустил краудфандинг сразу на двух платформах.
Георгий Богуславский: «Паоло бОльшую часть денег нам дал, причём и на «Планете» и на Кикстартере. На «Планете» он вообще выбрал опцию «без награды», мы ее поместили, особенно ни на что не рассчитывая. На Кикстартере он тоже выбрал самую дорогую опцию - за это мы должны были привезти его на премьеру в Москву. Но он не смог приехать на премьеру, и на несколько следующих показов тоже. В итоге он написал, что фильм ему очень понравился и мы ему ничего не должны. Я все же ему подарил одного из матросов. Наш продюсер Катя Ведерникова познакомилась с ним в Анси и передала привет. А я с ним пока так ни разу на встретился и не разговаривал. Он для меня совершенно загадочный человек, и я ему конечно очень благодарен. В титрах я ему написал отдельную благодарность».
Мне кажется, одна из самых важных вещей, которую делает Паоло – это поддержка проектов начинающих режиссеров, мало кому известных даже в профессиональной среде. Без таких филантропов собрать нужную сумму молодым ребятам почти невозможно. Для них это практически единственный шанс профессионально состояться.
Ольга Гречанова с маленькой командой сразу после ВГИКа снимала свой дебютный кукольный фильм «Смолы лип» со старыми игрушками .
Ольга Гречанова: Мы о Паоло узнали еще до начала кампании от Юры Богуславского. Но лично мы с ним знакомы не были, просто видели, что он следит за проектами на Кикстартере и поддерживает большинство анимационных фильмов. Он положил нам 1000$ в самом начале кампании, что было очень важно, потому как от старта многое зависит, потом еще 3000 в середине и еще 1000 в самом конце для завершения кампании. От всех наград он отказался, поэтому мы просто написали ему слова благодарности в титрах с сердечками, в знак нашей любви.
«Сейчас я поддерживаю больше проектов, чем в начале – это фильмы со всего мира и денег даю тоже больше. Но бывает, что вижу, что не могу дать на следующий проект просто потому, что недостаточно денег - все уже раздал. Сейчас проектов очень много и решить кому и сколько – трудно. Так что, извини, но часто получается что даю тому, кто первый пришел».
Сигне Баумане, независимый американский режиссер латышского происхождения, весной 2013-года собирала деньги на свой первый полнометражный фильм Rocks in My Pockets («Камни в моих карманах»), вышедший на экраны в 1914-м году и с большим успехом прошедший по фестивалям. В 2017-м снова собрала краудфандингом деньги на свой следующий полный метр My Love Affair With Marriage («Мой роман с замужеством»), который снимает сейчас.
Сигне Баумане «Паоло - лучшее, что произошло с анимационным сообществом в мире. Он потрясающий во многих отношениях. Я думаю, что он супер особенный, и я люблю его как друга. Мы встретились лично в Вене на фестивале Tricky Women в марте 2013 года, а затем на фестивале DOK Leipzig . Наше анимационное сообщество похоже на особую экологическую систему - есть аниматоры, которые создают фильмы, затем есть кураторы фестивалей, журналисты и так далее. Паоло, с его активной поддержкой анимационных проектов, является еще одной частью нашей анимационной экосистемы. Я не знаю точно, сколько проектов он поддерживал, но думаю, может быть сотни. Я не совсем понимаю, почему он это делает (полагаю, что ради любви к анимации и художникам), но это не имеет большого значения. Потому что его поддержка проливает свет на эти проекты, прежде чем они сделаны. Внезапно люди вне анимационного сообщества обращают внимание на проекты, о которых они иначе они бы не слышали.
Когда я собрала более 50 000 долларов для «Rocks In My Pockets» на Kickstarter, это произвело впечатление на многих людей, и когда фильм был выпущен, разговоры об этой успешной кампании стали частью маркетинговой стратегии. Это было бы невозможно без Паоло. Его ранний вклад в нашу компанию убедил людей в том, что этот проект имеет ценность, и его стоит поддержать. Паоло также поддерживает небольшие проекты, проекты молодых, начинающих аниматоров, его влияние распространяется широко и далеко. Когда программеры фестиваля выбирают фильмы, они могут выбирать только те, которые сделаны. Но Паоло влияет на то, какие фильмы сделаны. Это оказывает огромное влияние на всю экосистему анимации.
Паоло стал неотъемлемой частью анимационного сообщества. Он - дождь для тропического леса. Вода для рыбы. Воздух для птицы. Ангел, ведущий блуждающее племя!»
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.