Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.10.2017 | Анимация

За семейные связи

Главной темой анимационного фестиваля «Крок» оказались отношения детей и родителей

В этом году награды «Крока» ко всеобщему удивлению и огорчению полностью обошли все главные отечественные хиты нынешнего года (если не считать диплома прелестному фильму Олеси Щукиной для малышей «Бельчонок и санки»). Вообще-то русским фильмам наград досталось немало, в частности,  Приз Александра Татарского получил его ближайший друг Игорь Ковалев за остросюжетную картину «До любви», а приз в «длинной» категории «до 50 минут» ушел ироническому и сентиментальному «Питону и сторожу» Антона Дьякова. Но это хиты прошлого сезона, а звезды нового, уже успевшие получить и мировое признание, не получили ничего, будто их и не было.

Судя по наградам, да и по самой фестивальной программе, самой важной темой нынешнего фестиваля стали отношения родителей и детей, причем режиссеры тут выступают со стороны взрослых детей, пытающихся разобраться со своими чувствами к старикам. Гран-при фестиваля получила одна из действительно лучших  картин нового сезона – кукольная лента «Негативное пространство», которую американские режиссеры Макс Портер и Ру Кувахата сняли во Франции. Герой фильма рассказывает, что все его главные разговоры с отцом происходили во время складывания отцовского чемодана – тот много ездил по командировкам. Другие ищут связь с детьми в разговорах о спорте или о машинах, а этот папа учил эргономично складывать вещи: трусы - рулончиком, носками затыкать пустые углы, ремень вокруг, как змея. Вещи оживают, сворачиваются у нас на глазах, чемодан становится морем, носки плавают рыбами, брюки шевелятся, как кораллы. Рассказывая, герой куда-то едет, его машина вскрывает дорогу, как бегунок на молнии чемодана и приезжает на похороны. Войдя в пустой зал с гробом, в котором лежит маленький отец, сын думает: «Посмотри, сколько тут лишнего места».
Другие сюжеты Зрительскими фаворитами фестиваля тем не менее оказались веселые и легкие картины: лучшей прикладной работой сочли дружеский джем российских анимационных режиссеров «Аниматанго». Награду за лучший детский фильм и приз зрительских симпатий взяли уморительные британские «Хулиганские сказки» по Роальду Далю режиссеров Якоба Шу и Яна Лахауэра, а один из дипломов, приз прессы и второе место зрительского рейтинга – легкий и обаятельный «Праздничный ветер» швейцарки Маржолен Перретен о деревенском фестивале оркестров.

Приз в категории фильмов до 5 минут взяла тоже французская картина, в котором мы видим еще более неожиданную тему, вызвавшую контакт с отцом. Фильм двух девушек-режиссеров Жанны Патурль и Сесиль Руссе «Как твоя простата?», снятый в духе доканимации, - это разговор подружек о том, как одна из них, сидя у бассейна, просто поинтересовалась у пожилого отца, как прошла его операция на простате, и в растерянности получила в ответ откровенный рассказ о его сексуальных фантазиях, потенции и многом другом. Картинки из энциклопедии о репродуктивных органах остроумно превращаются в сцены в бассейне, расплываются акварелью, фигуры купальщиц снова превращаются в детали схемы. И в финале разговора отец вдруг спрашивает у дочери: «А как твои-то дела?», чего раньше никогда не делал.

Один из дипломов в «длинной» категории получил эстонский фильм Уло Пиккова «Пустота», тоже о детско-родительской связи, в основе которого лежит удивительная документальная история о человеке, десять лет с 1944 по 54-й год прятавшегося от советского террора, так что маленькая дочь считала, что он погиб. И все эти годы он с большой тщательностью делал для дочки деревянную кукольную мебель, это казалось ему связью с ребенком. На десятилетие Мерике получила сразу и вернувшегося отца, и эту мебель, из которой, как ей казалось, она уже выросла. Фильм Пиккова оживляет тот самый кукольный дом, кукла-девочка бегает по нему, открывает скрипучие двери шкафов, включает радио, причесывается крошечным гребнем. А в конце мы видим немолодую женщину – ту самую Мерике, 60 лет назад получившую подарок, и вполне ощущаем силу этой истории именно благодаря ее реальности, подробному рассматриванию-ощупыванию неуклюжих маленьких предметов, овеществленной любви отца к дочери.

Сюжетов о связи стариков с детьми и внуками на фестивале действительно очень много, тема становится все актуальнее. Фильм екатеринбургского режиссера Нины Бисяриной «Праздник», получивший один из дипломов фестиваля – история о старушке, которая ждала семью праздновать Новый год: готовилась, а дети с внуком не пришли. Вернее сильно опоздали, но весь фильм – это ожидание, полное надежд и разочарований. Приз за лучший дебют  ушел француженке Люкрес Андре за фильм "Пепе ле Морж", трогательной истории о том, как мать с детьми разного возраста, бесконечно досадуя и ругаясь друг с другом, плетутся на берег за бабушкой, которая хочет развеять над морем прах деда, заядлого купальщика. И только тут, на берегу, заваленном окурками, где все идет не так, что-то заставляет эту нелепую компанию броситься с рыданиями друг к другу и, наконец, почувствовать себя семьей, вместе оплакивая смерть деда-моржа.

Такие явные центральные сюжеты для фестивалей вещь не частая и именно поэтому значимы. Они что-то важное говорят о нас, может быть то, как сильно мы нуждаемся в семье и понимании и как страшимся потерь в то время, когда окружающий мир становится все агрессивнее.

 

----- *--------







Международный анимационный фестиваль «Крок» проходит в режиме биеннале: в нечетные годы проходит «большой» конкурс, а в четные годы в конкурсе участвуют только студенческие фильмы.Вот лауреаты Гран-При и «больших» и студенческих Кроков 2010-х годов целиком.2016

Гран-при фестиваля Крока взял «Эдмонд» Нины Ганц, студентки британской Национальной кино и телевизионной школы. Смешное и печальное кукольное кино, прокручивающее от самоубийства к началу жизнь шерстяного Эдмонда, в порыве чувств готового в буквальном смысле съесть тех, кого любит.

https://vimeo.com/169090417

 

2015

Гран-при получил фильм «Брут» одного из лучших российских режиссеров Светланы Филипповой по трагическому рассказу Людвика Ашкенази о конвойной собаке, провожавшей евреев в концлагеря.

https://www.youtube.com/watch?v=Sm9nuCAk11w

 

 

2014

Гран-при получил нежнейший и печальный рисованный фильм «Корова в кружке» китаянки Яньтон Чжу, учившейся анимации в Японии. Рассказ о неудачливом, вечно безденежном папе, в одиночку воспитывавшем Яньтон,  полон любви. https://vimeo.com/135523608

 

 

2013

Гран-при получил режиссер из США Дэниэл Суса  за фильм "Дикий", стильную черно-белую версию истории о диком мальчике-маугли с печальным финалом.

https://www.youtube.com/watch?v=t3aQcDfnWws

 

 

2012

Гран-при получила группа французских дипломников киношколы  Супинфоком, снявшая картину «Рисовая или армянская», использующем слова песни Генсбура «Бумажки». В фильме речь идет о пожилой паре, в которой муж постепенно теряет память, а жена пытается как-то противостоять его разрушению,

https://vimeo.com/25395506

 

 

 

 

2011

Гран При получил фильм эстонских режиссеров  Прийта Пярн и  Ольги Пярн «Водолазы под дождем». Это снятая с печальной иронией и абсурдистским юмором история любви водолаза и ночной дантистки. Супруги успевали встретиться лишь на минуту, когда женщина приходила с ночной смены, а мужчина уходил на дневную.

http://www.dailymotion.com/video/x4khahh

 

 

2010

Гран-При получил фильм «Мадагаскар: путевой дневник», французского режиссера Бастьена Дюбуа - поэтически анимированный дневник путешествия, заканчивающийся удивительным «Праздником мертвых». Кстати, позже фильм был номинирован на «Оскар».

https://www.youtube.com/watch?v=KOHSEelUj-g

 

 

 

 

 

Источник: «Ведомости» , 24.09.2017,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.