Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

22.03.2017 | Анимация / Интервью

О любви и радости

Режиссер Лиза Скворцова о себе и своем новом мультфильме "Джони Бони Бо"

Лиза Скворцова (ее все так и зовут – Лиза, а не Елизавета) – одна из немногих молодых звезд нашей анимации, народная любовь пришла к ней скоро после ВГИКа – как только в интернет попали первые серии «Колыбельных мира», которые она после диплома пришла снимать  на студию «Метроном-фильм».  Всего было снято 60 колыбельных, они очень широко шли по фестивалям и имеют много наград, после этого Лиза работала на других проектах и сериалах «Метронома», потом снимала азбучный цикл «Буквальные истории» по Евгению Клюеву на студии «ШАР» и много другого. А только что на студии «Союзмульфильм» она закончила свой новый фильм «Джони Бони Бо» - тринадцатиминутную историю про любовь по стихотворению парадоксалиста Эдварда Лира, премьера которой пройдет в середине марта на главном российском смотре анимации в Суздале. Про любовь мы и стали говорить.

 

-  Мне было 19 лет, я была до беспамятства в очередной раз влюблена, поэтому и стала снимать  дипломный фильм «Подожди пожалуй» по Горькому. Это же лирическая история, все в ней и отразилось. Был подготовительный период, я нарисовала эскизы, совершенно не такие, как у Горького в «Девушке и Смерти» – у него рассказывается что снится Смерти, все мрачно и ужасно, а я подумала, что мне это не очень интересно, лучше пока она спит, посмотреть что там происходит романтичное у влюбленных. А потом мы расстались, сердце мое было разбито и я взяла академический отпуск, потому что чувствовала, что у меня ничего не получается. Фильм был о любви, о прекрасном состоянии, а все рухнуло, земля ушла из-под ног и конечно невозможно было ничего в таком состоянии делать. А потом я подумала: раз уж все так плохо, надо подумать и о себе. И пошла танцевать фламенко. А это такая сила: если ты танцуешь фламенко, даже немножко, то у тебя вся жизнь меняется. Ну и все пошло-поехало, страсти закипели, все стало хорошо и тогда я фильм доделала. Фламенко меня преобразило, я стала совсем другая, а потом пришла новая любовь. («Подожди пожалуй» - https://www.youtube.com/watch?v=J7Cr0squxhQ )

-И кино поменялось?

-       Ну конечно, каждая новая любовь меняет человека. Вообще у меня все было очень складно. Когда у меня была любовь, я делала фильм про любовь. Когда в результате этой любви у меня родился Марк , я стала делать колыбельные. Каждый раз одно дополняет другое. Как раз когда родился Марк, фильм «Подожди пожалуй» был на фестивале, где продюсер Арсен Готлиб был членом жюри, я получила приз и тогда мы договорились что-нибудь вместе сделать. Я мечтала сделать еврейскую колыбельную по стихам Ицика Мангера, она меня очень вдохновляла.

(«Еврейская колыбельная» - https://www.youtube.com/watch?v=F4deBEvJvjA )

-Да, я помню, что с нее все и началось. А после того, как «Колыбельные мира» просочились в интернет, они с невероятной скоростью стали популярны, все спрашивали, есть ли еще, где их можно достать? Ты это чувствовала?

- Мне было приятно, конечно, я смотрю – людям нравится. И в ЖЖ мне писали тогда, и на сайте какие-то теплые добрые слова, я всегда отвечала, потому что это кайфово. Еще приятнее, когда живьем на каком-нибудь показе подходят.  Была один раз программа ночная, показывали колыбельные и мы разговаривали. А зрители звонили и пели нам те колыбельные, которые они любят и это было так классно! А когда в Третьяковке была выставка Колыбельных и был показ, люди в зале стали петь – женщины, мужчины, дети, некоторые немножко в ноты не попадали, это так трогательно, так мило. Еще одна учительница в школе или в детском саду предложила детям нарисовать из Колыбельных то, что им понравилось и потом мне эту кучу рисунков прислала.

- Я знаю что ты любишь работать с музыкой и помню что ты делала клип Налича, как к тебе пришел тот заказ?

- Даже вспомнить приятно. Это был такой период под конец «Колыбельных». А когда работаешь  -  рисуешь или делаешь техническую работу и не надо про движение думать -  очень хорошо слушать музыку. И мы как раз в то время полюбили Налича, много и громко его слушали и обсуждали: классные песни, вот бы здорово сделать клип. И тут он то ли пишет, то ли звонит и предлагает сделать клип. Это был такой восторг. Ведь классно же, когда чего-то сильно хочешь и вдруг оно происходит.

( «Море» - https://www.youtube.com/watch?v=szWOzUK-OCs )

-А потом ты решительно двинулась в другую сторону?

-Я устала от сериалов -  я почувствовала себя немножко человеком-фабрикой. Хотя сериалы на «Метрономе» были замечательные, я к «Круглому году» приложила руку, потом был сериал «Везуха», я сделала там три серии. «Путник запоздалый» про грузина по рассказу Марины Москвиной – там я довольна результатом. «Нечаянно нагрянет» - опять про любовь. Неудачная была и серия неудачная. И «Рыбный день», -  я тоже удовольствие получила. Но в жизни же должно быть разнообразие, надо менять что-то иногда, нельзя долго работать в одном и том же месте, движняк должен быть. Я подумала, что надо поработать на другой студии – пространство надо менять, другие люди. Я очень люблю Клюева, обожаю просто и прозу и поэзию, поэтому стала делать по его сказкам «Буквальные истории» на студии ШАР -  пару лет это заняло. Причем со мной много было людей, с которыми я снимала «Колыбельные».

(«Буквальные истории» - https://www.youtube.com/watch?v=Coako1AiAwA )

-У тебя получилось подряд два масштабных детских проекта. В какой момент ты начала заниматься прямо с детьми? Ты ж много преподаешь детям.

-Чтоб ты знала, я стала заниматься с детьми из-за тебя. Ты мне сказала: тебе стоит повести мастер-класс для детей. Я сказала: Дина, что за ерунда, как я буду с ними разговаривать. Ты сказала: все будет нормально, иди делай. И я подумала, что я тебе доверяю, наверное ты знаешь. И действительно все сработало.

-Ты тогда еще снимала «Колыбельные»?

-Да. Благодаря этому было много приключений: например, меня возили в Норильск и Новый Уренгой. Я постепенно поняла, что мне в этом нравится -  использовать этот опыт как возможность поработать в какой-то интересной технике. Например, на одном из фестивалей мы рисовали на стекле и совмещали это с пиксиляцией. Вот стоит вдалеке в поле девочка, она снимает шляпу, а  из головы вылетает птичка, нарисованная на стекле.  Когда работаешь над сериалами ведь в этих техниках не работаешь, а это такое наслаждение. Самое лучшее – это с детьми истории придумывать.

(Птах - https://www.youtube.com/watch?v=tcDoHDRnTVs)

-А как ты это делаешь?

-Надо их провоцировать. Вот например, я однажды поехала на фестиваль «Волоколамский рубеж». Странно, да, но у меня был такой неприкаянный период, когда я любила куда-нибудь свалить и пожить в гостинице. Нужно было сделать что-то военно-патриотическое И там  я решила сделать про использование оружия в альтернативных целях. Например пулять из пушки морковку чтобы перекинуть ее зайчику на другой берег реки. Я детям говорю: «Вот оружие. Но не хочется же чтоб была война, хочется его использовать каким-то классным способом, чтобы от него была польза и радость». Один мальчик говорит: «А можно же пушку использовать как проектор, она выстреливает лучом света!» Мы с этого и начали.

С детьми классно придумывать. Последний был самый кайфовый: во Франции в творческом лагере ассоциации Самокат, который организует Саша Полякова, она предложила: «давай с детьми сделаем смену фламенко». Я говорю: «Либо дети - либо фламенко, это же страсть, кровавые слезы». Но она меня уговорила. И тогда мы поняли, что нельзя анимировать танец, если ты сам не танцуешь, должен быть танцор. И мы нашли Петю Юрченко, он замечательный танцор из театра Ромэн в Москве, который сейчас живет в Париже. Это такой талантливый человек, просто подарок, из тех людей, с которыми общаешься и чувствуешь, как будто тебя витаминами наполняют.  Он не только с детьми, но и с мамами занимался. Он привез в лагерь целые тюки цыганских юбок.  И мы делали с ними анимацию.

(фильм из лагеря - https://www.youtube.com/watch?v=AdDjEZ88Dyk )

-А после того, как ты сделала «Буквальные истории» тебя позвал Алдашин на союзмультфильм делать «Джони Бони Бо»? 

- Не сразу. У меня после букв еще был год, когда я не снимала – участвовала в проекте «Полукруглый год» с текстами Льва Рубинштейна театра Тень. Это мне было как отдых – кайфово. И Рубинштейн прекрасный, и все снимали в свободной форме, все по-разному, это было кайф. Но там больше видео, чем анимация. Мы там и огонь жгли, и воду лили. Я там сделала много серий, штук 20. \фильмы из Полукруглого года\

-А почему для нового фильма ты взяла именно эти стихи про Джони Бони Бо?

-У Евгения Клюева вышла книга  переводов стихов Эдварда Лира. Он так переводит, что Лир становится еще лучше. Он придает такую нежность этой иронии, получается сочетание смешного с грустным и очень трогательным, такая интонация, которой нет ни у кого, кроме Клюева. Там истории было две. Еще про маленькую уточку и кенгуру – тоже про любовь. Маленькая уточка полюбила большого кенгуру и давай его атаковать своим вниманием и он сдался. Эта история покороче и полегче. А тут трагическая и более развернутая. Только в стихах леди Джингли разводит кур, а у меня получилось, что она певица, у которой никак не получается запеть.

-    А почему у тебя самих стихов в фильме нет?

-Мне очень нравится этот текст и мне очень хотелось, чтобы он там был, но у меня получилась совсем другая интонация. У Лира она игривая, а у меня более лирическая. Пока я делала этот фильм, у меня постоянно были какие-то параллели с реальностью. Когда там буря бушует, гром, молния – то же самое происходило за окном. Мы сидим втроем,  рисуем эпизоды грома и молнии и кажется, что нету стекла между монитором и жизнью. Так классно было. Примерно в те же дни, летом, когда у нас Джони сделал предложение леди Джингли, мне тоже сделали предложение. Только у меня все хорошо кончилось, а  у нее плохо.

-Что же ты взяла историю про несчастную любовь? У тебя же все хорошо?

-Да, у меня все классно. А у них не сложились отношения, но им по своему тоже неплохо.  И мне так нравится, что  «там от тыкв желтым-желто», а история мне показалась такой трогательной и забавной. И то что Джони такой обаятельный, а леди Джингли такая дура -  мне кажется, в этом что-то есть. Это поучительная история для дур.

(трейлер фильма - https://www.youtube.com/watch?v=VUkc4H22Cq8 )

-Вот ты снимала фильмы, сериалы, клипы. А случалось ли тебе делать что-то для себя необычное?

-У меня был один раз такой опыт – мы делали для полнометражного документального фильма о стариках моего бразильского друга анимационные вставки с очень хорошей художницей Лялей Вагановой. А еще та же Саша Полякова попросила меня снять фильм про ее лагерь. В той смене дети делали кукольный спектакль. Я должна была немножко поснимать чтобы сделать маленький ролик для родителей. А там было так интересно,  что я сняла 30-минутный документальный фильм.

(https://www.youtube.com/watch?time_continue=11&v=JgrcO-_yL6s )

-Всегда удивляюсь, как ты с твоей общительностью, любовью к живым людям, музыке и танцам, работаешь аниматором и режиссером, который должен целыми днями сидеть один и смотреть в компьютер?

-Иногда так хорошо побыть одному в своем изолированном мире! Особенно когда в юности человек не очень себя комфортно чувствует в реальном мире – я такая была неуверенная в себе, скромная, -  то комфортнее в мире своих фантазий. Поэтому даже когда была любовь, какая-нибудь романтическая история, я всегда про нее больше фантазировала, чем отдавала себе отчет в том что происходит в реальности. И для таких людей, которым трудно общаться, как раз очень органично сидеть одному и свой богатый внутренний мир выливать на экран. А я этим вполне удовлетворена и теперь вдохновляюсь реальными людьми. Мне нравится что происходит  в реальности. Хочется музыки, людей, снимать документальные кино.

- И что у тебя будет следующим проектом?

-У меня сейчас три сценария, которые мне очень симпатичны и пока мне дали на один из них маленький грант. Он про рабби Нахмана, это один из основоположников хасидизма. Он умер в моем возрасте в 1810-м году в Умани и с тех пор популярность его ничуть не уменьшилась. Его основная линия была в том, что радость – это главная необходимость для развития духовной жизни человека. Он внес жанр сказок в духовную литературу. Это  будет видео с анимацией. Я хочу осенью на праздник рош ашана в Умань съездить, когда приезжают толпы паломников, которые жутко веселятся. Все должны знать, что надо непременно всегда пританцовывать, напевать, насвистывать. Так рабби Нахман говорил.

Лиза Скворцова - https://www.youtube.com/watch?v=2nNyB6_cdS0

 

Источник: Culttrigger. 25 февраля 2017,








Рекомендованные материалы



Эмиграция, депрессия и бодипозитив

Главными сюжетными лейтмотивами фестиваля были космос и связь с матерью через пуповину, оба они сошлись в главном российском хите фестиваля – фильме Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». Начиная со второго фестивального дня, как только на экране появлялся космонавт или пуповина, зал принимался хохотать даже, если предмет фильма был серьезным.


Мне бы хотелось, чтобы мои фильмы были как дневник и способ общения с близкими.

В 2017-м высшая российская анимационная премия «Икар» назвала Дину Великовскую за фильм «Кукушка» лучшим режиссером и лучшим сценаристом года. В 2018-м – ей вручили премию президента РФ для молодых деятелей культуры, в том же году 2018 Ди­на по­лучи­ла приг­ла­шение войти в состав ос­ка­ров­ской академии. А в 2019-м году ее новый фильм «Узы», удивительным образом соединяющий объемную и рисованную анимацию в инновационной технике рисования 3D ручкой, получил Гран-при Суздальского фестиваля.