Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.07.2016 | Анимация

Мультфильмы, как боевой заряд

Политика и социальные проблемы стали главной темой мирового фестиваля авторской анимации в Анси

Такие случаи, когда главный приз Анси жюри как будто вынимало из рукава, изумляя и разочаровывая всех, мы помним. Обычно это было связано с политической конъюнктурой, например, пять лет назад победил фильм «Рабы», основанный на интервью, освобожденных из рабства суданских мальчиков. Через год его уже никто не помнил. В этом году ситуация выглядела похожей, и, хотя явного фаворита на этот раз не было, но ни в один профессиональный топ-лист франко-канадская «Голова исчезает» не входила. Собственно история, которую рассказывает Франк Дион в своем скромном компьютерном фильме, вполне трогательная: старушка едет в поезде к морю, держа голову под мышкой и постоянно ворчливо интересуясь,  что за ужасная персона за ней увязалась и называет себя ее дочерью. Старушка все время сбегает от дочери, голова теряется, улетает неведомо куда, становится головой огромной рыбы и т.д. В конце дочери удается водрузить голову на место и они сидят с матерью на берегу моря. «Все в порядке, мама»?, - спрашивает дочь. «Да, дорогая», - отвечает старушка и голова снова падает на песок.

Надо сказать, это был не единственный фильм о деменции, среди причудливого авторского кино в конкурс затесался и совсем детская картина по известной немецкой книжке о старом лисе, потерявшем разум -  истории, объясняющей детям, что происходит со стариками и как с ними надо теперь себя вести. Что поделаешь – мир стареет,  и этот сюжет уже не первый год становится важной темой для анимационного кино, но конечно, его никак нельзя назвать главным трендом.
Главной, в этом году уже совершенно отчетливо, была политическая и остро социальная повестка, что это проявлялось в картинах из всех номинаций, от полных метров до рекламы и музыкального видео.

Так «Кристалл» в полном метре (а вместе с тем и приз публики) получил прелестный кукольный фильм Клода Барра «Моя жизнь Кабачка» о мальчишке по прозвищу Кабачок, который после гибели алкоголической матери попал в детдом. Истории его друзей из приюта много говорят о сегодняшней жизни: у Ахмеда мать умерла, а отец в тюрьме и он ненавидит копов, у черной девочки мать выслали в Африку, у новой подруги родители наркоманы и так далее. При этом кино совершенно детское, трогательное, смешное, но хочет говорить с детьми о сложном, не отворачиваясь от современной жизни.

После политики и социальных проблем второй главной темой фестиваля явно было тело и сексуальность. Чего тут только не было: фильм о вагинах с документальными диалогами и очень смешными говорящими гениталиями, музыкальные видео, артистически использующие порно съемку, экспериментальное кино где живая кожа со всеми своими складками и порами, облекала не реальное тело, а какие-то условные формы.

«Кристалл» в прикладной анимации получила сделанная для «Нью-Йорк таймс» анимационная версия колонки о современной любви «Отложенный поцелуй» - нежные воспоминания о подростковой любви двенадцатилетней сербки и хорвата, которых разлучила война -  они встретились уже взрослыми и в другой стране.
О коротком метре и говорить не приходится, в сущности, все награжденные фильмы, как и большая часть не награжденных, так или иначе говорили о конфликтной современности. Приз жюри получила «Слепая Вайша» канадца Теодора Ушева: притча о девушке, которая одним глазом видела прошлое, а другим будущее, была сделана в мощной графической манере под многоцветную гравюру с дизайном одновременно апеллирующем к средневековью и экспрессионизму. Говоря о том, что невозможно жить без настоящего, ностальгируя по прошлому и боясь будущего, Ушев глазами Вайши и показывает нам это будущее, в котором кровь и войска стреляют в протестующих людей.

Приз за лучший дебют получила южноафриканская девушка-режиссер Наоми Ван Никерк за фильм «Утро обычного тяжелого понедельника». Рисуя анимацию черным песком в манере, близкой к Уильяму Кентриджу (в студии которого она долгое время работала), Наоми рассказывает про обыденную жизнь гетто, полную насилия.

В этом мрачном призовом ряду, пожалуй лишь один фильм можно назвать смешным, хотя он настолько провокативен, что у нежных душ вызывает не столько смех, сколько отвращение – «Мамочки в огне» шведского режиссера Джоанны Ритель. Это намеренно грубо сделанное пластилиновое кино о двух мамашах на сносях, которые вместе со своими старшими детьми коротают последние скучные дни перед родами, не отказывая себе ни в выпивке, ни в кокаине, ни в плотских утехах. Впрочем,  и это кино, конечно, протестное по существу – феминистка и левачка Ритель заложила в него серьезный боевой заряд, только он взрывается смехом.

 

 

Источник: «Ведомости» , 21.06.2016,








Рекомендованные материалы



Эмиграция, депрессия и бодипозитив

Главными сюжетными лейтмотивами фестиваля были космос и связь с матерью через пуповину, оба они сошлись в главном российском хите фестиваля – фильме Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». Начиная со второго фестивального дня, как только на экране появлялся космонавт или пуповина, зал принимался хохотать даже, если предмет фильма был серьезным.


Мне бы хотелось, чтобы мои фильмы были как дневник и способ общения с близкими.

В 2017-м высшая российская анимационная премия «Икар» назвала Дину Великовскую за фильм «Кукушка» лучшим режиссером и лучшим сценаристом года. В 2018-м – ей вручили премию президента РФ для молодых деятелей культуры, в том же году 2018 Ди­на по­лучи­ла приг­ла­шение войти в состав ос­ка­ров­ской академии. А в 2019-м году ее новый фильм «Узы», удивительным образом соединяющий объемную и рисованную анимацию в инновационной технике рисования 3D ручкой, получил Гран-при Суздальского фестиваля.