Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.12.2014 | Анимация

С русским акцентом

Дюжина лучших короткометражных мультфильмов 2014 года – версия Дины Годер

Перед тем, как опубликовать свою дюжину лучших, должна предупредить: это не мультфильмы 2014-го, года, а те, которые активно прошли по международным фестивалям в уходящем году, то есть многие из них сняты раньше. Фильмы эти я не сравниваю между собой, номера не означают «хуже-лучше».

И еще два обстоятельства, на которые я бы очень хотела обратить ваше внимание. Во-первых, среди лучших фильмов этого года, как никогда много студенческих – треть, и это не случайность, а закономерность.  В последние годы студенты киношкол всего мира стали делать замечательное кино – на удивление профессиональное и взрослое, но при этом по-студенчески свежее и рискованное.

И второе: в этом году в моем списке как никогда много фильмов российских режиссеров, это тоже уникальная ситуация – не помню, были ли в последние годы в русской анимации были такие урожайные годы.  Сократить что-нибудь не получилось: каждый из них по-своему хорош и важен. Так что пусть так и остается эта дюжина с русским акцентом.

 

Пилоты по дороге домой\ Pilots on the Way Home,  реж. Прийт и Ольга Пярн\ Priit Pärn & Olga Pärn, Эстония-Канада

Одной из самых неожиданных в этом году была картина давно ставшего классиком эстонского режиссера Прийта Пярна, снятая им с женой Ольгой  – «Пилоты по дороге домой». В ней три пилота возвращались без самолета, через пустыни и села, будто с другого конца земли, все время думая о женах. И каждый из них нес в руках странной формы чемоданчик. А когда они останавливались на ночлег, то из содержимого этих чемоданов собиралась живая женщина, каждый раз новая, как страна через которую они шли. И тому, кто выиграл на спичках, выпадало провести с ней ночь. Фильм этот был снят явно провокационно и многих шокировал – сцены с женщиной выглядели очень откровенно, почти порнографически, - но при этом внутренне картина была совершенно целомудренной, нежной и рассказывала не о похоти, а о тоске по дому.  Причем, снята она была тоже  необычно: знаменитый коряво-выразительный рисунок Пярна на этот раз сложным образом соединялся с песочной анимацией и с гравировальными техниками, отчего изображение выглядело очень фактурно и живописно -  с глубокими бархатными тенями и сияющим золотым светом.


«Мужчина встречает женщину», реж. Дмитрий Геллер, Россия


Этот фильм  на мой взгляд, новый этап и лучший фильм Дмитрия Геллера, признанной звезды отечественной анимации. Геллер неожиданно сделал почти жанровое кино – бессловесную мощную, захватывающую историю страсти с кровавым, туго  закрученным сюжетом в ретро стиле. Герой его фильма – очкастый авиалюбитель, с детства думающий лишь о самолетах, - случайно видит на танцплощадке опустевшего ресторана, как брутальный мужчина расстается с женщиной, - и тут же в эту брошенную влюбляется. Фильм черно-белый, снят в технике перекладки с особенным рваным, нереалистическим, немного кукольным движением и резкой, надрывной графикой в духе немецкого экспрессионизма. Художником «Мужчины…» была постоянный соавтор и жена Геллера  Анна Карпова, ее сложное искаженное, болезненное изображение погружает весь фильм в страшноватую атмосферу криминального городского дна с моряками, проститутками и бандитами, дымными ресторанами, полными хохочущих свиных рыл и роковой любовью. Герой женится на отчаявшейся женщине и в ту же ночь обнаруживает, что одна нога у нее – деревянная, но это не мешает одноногой роковухе постоянно сбегать от мужа к прежнему любовнику с квадратным подбородком и к прежней разгульной жизни. Эпиграфом к картине я бы поставила слова из Песни Песней – «крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность».


«Любовные игры» \  Love Games   Юми Джунг \ Yumi Joung , Южная Корея



Получивший Гран при в Загребе фильм кореянки Юми Джунг  «Любовные игры», выглядел парадоксально и неожиданно. В нем молодая пара, предварительно разувшись, вступает в нарисованный на полу квадрат для игры,  где действуют особые правила. Так часто делают дети. Вот и мужчина с женщиной  принимаются играть в детские игры, но со всей серьезностью взрослых – в чаепитие, прятки, в пальчики, в доктора и в мертвого – без суеты и смеха, а с подробностью и вниманием. Черно-белый аккуратный, как в школьном учебнике, рисунок, и детские развлечения в исполнении взрослых производят явно двусмысленное впечатление и почему-то завораживает, игры действительно кажутся любовными, но скрытый эротизм действует на зрителя особенно сильно. И когда молодые люди, окончив игру, так же серьезно выходят из квадрата, чтобы обуться и уйти, кажется, что любовники вышли из спальни.


«Брут», реж. Светлана Филиппова. Россия


«Брут» Светланы Филипповой по рассказу Людвика Ашкенази – это увиденная глазами собаки история уничтожения пражских евреев во время войны и начинается (как и заканчивается) фильм с документальных кадров оккупированного города.  Брут – немецкая овчарка, живущая у молодой женщины, которую пес про себя называет Маленькой. Но выходит указание, что лицам неарийского происхождения животных надо сдать в специальный приемник, а из этого приемника Брута забирает немецкий офицер, чтобы сделать из него караульную собаку, сопровождающую евреев в лагеря смерти. Светлана рисует углем на кальке, ее выразительная полунаивная графика полна тепла и нежности, текст, которого в тринадцатиминутном фильме осталось совсем немного,  замечательно, тихим хрипловатым голосом читает Алексей Вертков. В нашей анимации мало кто умеет так, как Филиппова играть с масштабами, с какими-то удивительными летучими композициями кадров, когда вдруг все неважное становится маленьким и вращается вокруг того, что в эту минуту становится в рассказе главным. Холокост – трудная тема, слишком много о нем было снято конъюнктурного, ради выжимания слез. Но истории Светланы Филипповой – это всегда истории о любви и даже в этом рассказе, который заканчивается трагически, она смикшировала финал, убрав акцент с самого убийства евреев и волчьей охоты за страхом, и оставив только горе Брута о потерянном доме и любимой.




Купальни\ Baths, реж. Томек Дуки\ Tomek Ducki, Польша



Молодой режиссер Томек Дуки прославился несколько лет назад фильмом «Линия жизни» - это был диплом в венгерской киношколе. «Купальни» он снял уже в Польше. Поначалу это кино затягивает своей красотой – гулкий, пронизанный светом зал бассейна переливается, будто отраженная в кафеле вода. А потом зачаровывает история о двух старухах, вероятно, бывших пловчихах, привычно встретившихся в бассейне. Но, нырнув глубоко, они внезапно выныривают в другом, зеркальном мире, где они снова молодые, на трибунах – зрители, а судья дает сигнал начать соревнование. Вот так они обе и плывут, выныривая то в нашем, то в том, "антиподном" мире, окрашенном как негатив. До конца доплывает только одна старуха, а вторая остается победительницей соревнования в том мире, где она молода.

Мы не можем жить без космоса. Реж. Константин Бронзит. Россия.

Фильм Бронзита появился на фестивалях только во второй половине года, но успел собрать впечатляющий набор наград. Бронзит сочинил историю об удивительной дружбе двух кандидатов в космонавты, неразлучных с детства и живших одной мечтой. И о том, как крушение первого в космосе становится смертью и для дублера.  Фильм нарисован и снят очень просто, даже прямолинейно – без каких-то подводных течений и секретов. И сила его именно в этой открытости и прямоте. В том, что про дружбу он рассказывает с тем жаром, с которым говорят о любви, да, впрочем, что бы ни говорили, это и есть история про любовь.

 

«Мой личный лось». Реж. Леонид Шмельков. Россия



«Мой личный лось» молодого режиссера и книжного иллюстратора Леонида Шмелькова – это фильм взросления, сделанный с нескрываемой сентиментальностью и насмешливой нежностью. В этой рисованной картине с очень простым дизайном, робкий мечтательный мальчик, с младенчества замиравший при виде лосей на вязаном свитере отца, теперь проводит выходные с ушедшим из семьи папой – молчаливым мрачным гигантом. Папа возит его за город и дорожные указатели с изображением лося кажутся ребенку обещанием встречи с волшебным животным и превращаются в мечту, которую так и не удается осуществить. Эпизоды фильма перемежаются сценами странной дискотеки, похожими на сеансы групповой психотерапии, и к финалу здесь, будто во сне, собираются второстепенные герои фильма. Эти ритмические перебивки, как и сцены с мертвой рыбой, играющей с мальчиком в города – придают печальной истории одиночества оттенок абсурдного юмора.  В конце фильма почти не изменившийся, разве что обросший щетиной герой приходит в гости к папе, который вдруг оказывается совсем маленьким и старым, хоть так же строг, так же мрачно смотрит и, как и прежде, командует «не отвлекайся!», на традиционном просмотре футбола по телевизору. Возвращаясь на машине от отца, герой собьет лося прямо посреди города, где его быть не могло, и это будет прощание с мечтой, после которой может быть только дискотека и обед из лосятины.

 

E in Motion No. 2,  реж. Сумито Сакакибара \ Sumito Sakakibara, Япония

Этот фильм я видела всего однажды, в экспериментальной программе фестиваля в Аннеси, Но и там, среди экспериментов,    самой необычной и завораживающей была работа японского видеоартиста Сумито Сакакибара «É in Motion No.2». По замыслу автора это должна была быть бесконечная проекция на стены круглого павильона. На экране камера медленно двигалась, и мы будто из космоса наблюдали мелкую и абсурдную человеческую жизнь, как это когда-то делали средневековые художники в своих многонаселенных картинах. Теперь это был нарисованный в духе классической анимации бесконечный поток то медленных, то стремительных событий от лирики и фантастики до расстрела демонстрантов, со множеством людей и объектов нарисованных в разной манере и уходящих в абстракцию.

 

Симфония № 42 \ Symphony No. 42, реж. Река Бучи \ Réka Bucsi, Венгрия



 

Фильм венгерской дипломницы засветившийся еще в начале года на Берлинале и весь год оставался фестивальным любимцем. Это парадоксальный набор  крошечных, вполне законченных и не имеющих друг к другу отношения эпизодов: вот, например, лиса, после долгого рассматривания приколотой к дереву схемы атома, пускает себе пулю в лоб. Сцен, абсурдных и по отдельности, но в сборе -  вдвойне, как картина безумного и фантастического мира. Кино очень смешное, а иногда даже глубокомысленное, как это бывает с афоризмами, пусть визуальными. И ложащееся еще в один тренд – фильмы-мозаики, состоящие из множества несвязанных фрагментов.

 

Общая картина \The Bigger Picture,  реж. Дэйзи Джекобс \ Daisy Jacobs, Великобритания



 

Фильм английской дипломницы Дэйзи Джекобс с одной стороны - это отличная психологическая история о пожилой матери на пороге смерти и двух ее взрослых сыновьях, один из которых ухаживает за ней, а другой – болтун и любимчик – иногда навещает. А с другой - она тонко и остроумно разыграна именно с точки зрения анимации и очень изобретательна,  ее герои размером в человеческий рост нарисованы на стенах среди реальных предметов, но по мере необходимости (например, чтобы нарезать салат или пропылесосить) из плоских фигур вырастают объемные (кукольные) руки-ноги.

 

Anal Juke - Anal Juice , реж. Савако Кабуки \ Sawako Kabuki, Япония

Дизайнерски эффектная вызывающая короткометражка "Анальный сок" японской дипломницы Савако Кабуки – разноцветный взрыв бешенства брошенной девчонки, фильм, сделанный вместо злых слез и разбитой посуды, сметающий все калейдоскоп ярчайших задниц и музыка ругательств в адрес экс-бойфренда.

 

Возвращение \Le Retour, реж. Наталья Чернышева \ Natasha Chernysheva, Франция



 

На екатеринбургскую выпускницу Наташу Чернышеву совсем недавно обратили внимание из-за ее фильма «Снежинка», а теперь все о ней говорят в связи с учебной работой во французской киношколе Пудрийер. Коротенькое «Возвращение» - прелестная и лаконичная работа. Это одна, понятная всякому метафора возвращения повзрослевшей девушки в дом к бабушке, чтобы снова почувствовать себя маленькой.









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.