Пятый по счету из «Крепких орешков» стал самым дурацким по сюжету и первым крупным голливудским фильмом новейших времен, обозначившим очередную смену вех: Россия вновь становится жупелом для Запада, поэтому снять фильм о том, что от нее исходят главные современные угрозы – более чем естественно. Это первый голливудский фильм со второй половины 1990-х, содержащий намеки на конкретные советские и российские политические реалии. И если рассказанная тут история про Чернобыль – бред сивой кобылы, то политический арестант-олигарх поначалу отчетливо ассоциируется с Ходорковским.
Это еще и первый дорогостоящий фильм за более чем пятнадцать лет, в котором нет ни одного хорошего русского. Но стоит ли относиться к нему всерьез? Это просто плохое кино. В нем и Москву-то на две трети сняли в совершенно не похожем на нее Будапеште.
«Джек Райан: Теория Хаоса» (2014)
Jack Ryan: Shadow Recruit, США-Россия, режиссер Кеннет Брана
Наступил 2014-й – и прямо в январе появился фильм «Джек Райан: Теория хаоса». В нем Россия впервые с 1990-х названа врагом № 1. И аргументы приведены убедительные. Заметим, что фильм делали в 2013-м, задолго до появления лозунга «Крымнаш!» и украинского кризиса. Но Голливуд не обслуживает политиков. Голливуд обслуживает публику. Если он опять стал представлять Россию страной-монстром, то значит, почувствовал, что мировое народонаселение вновь видит в России монстра.
Ситуация с фильмом «Джек Райан»: Теория хаоса» интересна уже тем, что любимый персонаж популярного автора Тома Клэнси, аналитик ЦРУ Джек Райан пятый раз появился в голливудском кино (его прежде играли и Алекс Болдуин, и Харрисон Форд, и Бен Аффлек) – но вдруг изменился.
В новом фильме про Райана, демонстрирующем начало его карьеры и перенесшем действие в наши дни, мы впервые видим, что русские в лице олигарха-патриота (который не знает, что сам — пешка в руках кремлевских сил) стали реальными недругами США. Они пытаются обрушить экономику Америки. Наши СМИ над фильмом издевались, писали, что это попытка создать новый киносериал, конкурирующий с бондианой. Но странно не замечать, что фильм содержит серьезное высказывание о России, которая осознанно противопоставляет себя существующему миропорядку.
«Поиск» (2014)
The Search, Франция-Грузия, режиссер Мишель Хазанавичус
В мае в конкурсной программе каннского фестиваля продемонстрировали еще один жестко антироссийский фильм, про который Forbes подробно писал: англоязычный «Поиск» Мишеля Хазанавичуса, который прежде был юмористом и получил пять «Оскаров», включая главные, за своего черно-белого немого «Артиста» — фильм про слом Голливуда и системы прежних голливудских звезд, когда кино вдруг стало звуковым. На сей раз Хазанавичус решил высказаться на тему второй русско-чеченской войны и сделал фильм, откровенно говоря, дурацкий, потому что он совсем уже черно-белый: все чеченцы – белые, ангелы. Все русские – черные ангелы смерти.
«Человек ноября» (2014)
The November Man, США, режиссер Роджер Доналдсон
Фильм с Пирсом Броснаном в виде отставного цэрэушника, который активно мочит и наших эфэсбэшников, и американских спецагентов, и утонченной Ольгой Куриленко в роли перекрасившейся во француженку чеченки полон такой лажи, что оторопь берет. Режиссер фильма Роджер Дональдсон что-то слышал про Чечню и даже упоминает взрыв дома с русскими солдатами, который позволил России начать вторую чеченскую кампанию (хотя про прочие дома, а также Басаева и Дагестан речи нет). Но, оказывается, вторую чеченскую кампанию, используя взрыв дома как повод, развязал некий генерал Аркадий Федоров, который сейчас собирается стать новым президентом России. Знаете, с помощью кого? Тут фильм развивает такую теорию заговора, что никому ничего подобного даже в дурном сне не виделось. С помощью ЦРУ, представители которого и притворялись в 1999-м чеченскими террористами, взорвавшими дом в Буйнакске. Потому что и ЦРУ, и генерала Федорова интересовали несметные залежи чеченской нефти (которые, как известно, невеликие). При этом ЦРУ до сих пор за генерала Федорова и оберегает его подлые тайны. Ведь с их помощью можно будет контролировать и самого Федорова — грядущего президента России, а этот Федоров, который насиловал во время войны чеченских девушек, будет ратовать за изменение мирового порядка – вступление России в НАТО.
Но для нас сейчас важнее не несуразность фильма. Важен факт, что таких критических картин по отношению к России, честных – и не очень, серьезных – и дурацких будет сейчас появляться все больше. Поскольку сама страна противопоставила себя миру. Так что если Совет Федерации добьется своего и
запретит фильмы, демонизирующие образ России, ему, опасаюсь, придется запрещать все мировое кино.