Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

30.10.2017 | Кино

Романс о влюбленных

В фильме «Матильда» режиссер Алексей Учитель решился раскрыть все тайны дома Романовых

Про «Матильду» режиссера Алексея Учителя, многие картины которого я искренне хвалил, у нас уже сейчас написано больше, чем про какую-либо другую ленту 2017-го. Неважно, отечественную или зарубежную. Хотя в прокат «Матильда» вышла лишь вчера.




Это не удивительно, учитывая скандалы вокруг фильма: попытку его официально запретить, отказ показывать, о котором заявили две крупные сети кинотеатров (обе принадлежат Александру Мамуту, после одобрения фильма депутатами Думы сети от отказа отказались), etc.



И не сосчитать, сколько раз мне (значит, и другим критикам тоже) звонили с разных радио и телеканалов с просьбой подискутировать о «Матильде».


Но мне было нечего сказать. Я твердо решил посмотреть этот фильм не на закрытых показах, а на публике — в первый день проката. А кроме того, постановил не читать до просмотра ничего из написанного про «Матильду», включая режиссерские интервью. Нужно было поглядеть фильм незамутненным взором, чтобы понять: это действительно главное отечественное кинособытие года?


Два впечатления от вчерашнего публичного просмотра: 1) прием оказался холодноватым, 2) публика была возрастной. Похоже, молодого зрителя мало волнуют любовные похождения последнего русского царя, который, наверное, справедливо объявлен святым (но об этом не мне судить), однако, как ни крути, своей политикой и затем отречением от власти погубил страну.



О чем фильм


О том, что в 1890-е, еще при жизни отца — императора Александра III — наследник престола Николай Александрович по прозвищу Ники (с 1896-го Николай II) невероятно влюбился. В приму Мариинского театра с польскими корнями Матильду Кшесинскую.


Николая играет известный немецкий актер Ларс Айдингер из берлинского театра «Шаубюне», которого снимали и Гринуэй, и Ассаяс, и ставшая резко знаменитой Марен Аде — и он старше Николая. Ларсу 41, а Николаю II перед коронацией 1896 года только что исполнилось 28. Матильду играет подходящая ей по возрасту полька Михалина Ольшанска (ей на момент съемок было 24), она слегка напоминает нашу Анну Чиповскую, хотя Анна, на мой мужской взгляд, краше.


Любопытно, что в фильме сына к роману с полькой подталкивает отец — сам Александр III в исполнении Сергея Гармаша. Он одобрительно относится к тому, что на бал по случаю своего дня рождения сын приходит с балериной, шокируя высоких государственных сановников и их жен. Это несколько странно, поскольку известно, что Александр III, который (это факт) сам чуть было не отказался от трона ради любви (но не к балерине, а к княжне), и, возможно, привел Российскую империю к ее наибольшему могуществу и расцвету, негативно относился к тем своим родственникам, которые открыто крутили романы с танцовщицами и актрисами.


От Кшесинской в фильме без ума, однако, все. И двоюродный брат Ники Великий князь Андрей Владимирович. И некий одержимый, совсем уже сумасшедший поручик, изображаемый Данилой Козловский. На афише фильма он значится третьим главным героем наряду с Николаем и Матильдой, но роль эпизодическая и, по правде сказать, дурацкая. Однажды из ревности этот всего лишь поручик молотит будущего императора Николая по физиономии: смелая режиссерская находка! Предельно смел и рекламный слоган фильма, отпечатанный на той же афише: «Тайна дома Романовых». Иными словами, вся правда о Романовых. Не больше и не меньше.


Против Кшесинской в итоге начинаются козни. В ее квартире — погром (спецслужбы искали любовные письма Ники с обещаниями жениться). Будущая императрица-немка пытается ее убить. Глава сыскного отделения ее шантажирует. Но любовь победить незьзя!



Что в этом хорошего


Сцена крушения поезда, в которой Александр III проявляет себя героем (она, возможно, и стала причиной его ранней смерти). Правда, в реальности катастрофа произошла не там и не тогда, как в фильме. И в вагоне не находилась вся царская семья вплоть до маленьких девочек, но это уже детали. Традиционно замечателен Сергей Гармаш, создающий образ подлинного разумного отца семьи и нации всего за несколько отведенных ему на экране минут.


Пожалуй, все-таки хороша польская актриса в роли Матильды. Хотя критику-мужчине трудно понять: нравится ли ему игра актрисы или сама по себе актриса с хорошей фигурой. Тем более, что Алексей Учитель не упускает случая продемонстрировать эту фигуру без одежды: то грудь, то почти всю спереди или сзади. Вот ведь парадокс: у нас всем подряд фильмам непонятно за что присуждают губительный рейтинг «18+». А здесь всего лишь «16+»: смотри не хочу. Отдельно хороша сцена, где Кшесинская в одиночестве репетирует тридцать два фуэте, которые ей никак не задаются, ограничив пространство стульями, которые постоянно сбивает, и в результате расшибает ступни в кровь. Не самые, кстати, красивые. Я бы на месте режиссера подмонтировал ступни другой актрисы, более изящные.



Странности


Главная беда в том, что в «Матильде» совершенно нечего трактовать. Подтекст — почти нулевой. Наследник престола, а впоследствии император Николай II добрый хороший человек? Ну да. Еще: монархи — самые зависимые люди на свете. Самые несвободные. В фильме кто-то говорит Николаю: ты имеешь право на все, кроме любви. Но на самом деле в жизни монархов вообще все регламентировано и запротоколировано. Шаг вправо — шаг влево: осуждение и сплетни. Но так про это уже были фильмы, в частности, «Мария Антуанетта» Софии Копполы. Или почти не известный у нас, но куда более радикальный фильм Мадонны «Мы. Верим в любовь» о том, как британский король Эдуард VIII незадолго до Второй мировой отрекся от престола ради женитьбы на разведенной американке. Перипетии этой истории вкратце описаны с другой, критической точки зрения в куда более известной картине «Король говорит!».


У нас были действительно замечательные фильмы про Николая II, крах и трагическую гибель царской семьи. Правда, про более поздние времена. В частности, почти позабытые сегодняшним телевидением «Агония» Элема Климова (у Учителя есть цитата оттуда: Николай — еще, правда, не II — стреляет из ружья в ворон) и «Цареубийца» Карена Шахназарова. Это были концептуальные произведения и — настоящее кино.


«Матильда» же — беспредельная мелодрама.




Назови персонажей «Матильды» как-то иначе, император Хуан-Карлос, его любовница — рабыня Изаура, ей-богу, ничего бы не изменилось. Всё чересчур красиво: один пролет Ники и Матильды на воздушном шаре над Петергофом чего стоит. Закадровая музыка — ну такая драматически-сладкая, что я бы за такую композиторам руки связывал, хотя сочинил ее дважды оскаровский номинант американо-итальянец Марко Белтрами. Не очень, видимо, старался.



Да, в фильме есть исторические детали, вроде бы привязывающие события к определенным историческим персонам. Например, в день коронации Николая II показана давка на Ходынке. Но я ожидал ударной массовой сцены. А Ходынка снята поспешно, незамысловато, театрализованно. И главное, сцены с Ходынкой вольно или невольно выглядят так (в последней из них император встает перед погибшими на колени), словно Николай был в ней виноват. Непонятно только: это была божья кара за то, что он не ушел к Кшесинской, предав любовь, или наоборот, увлекшись ею, забыл о монарших обязанностях и легкомысленно отнесся к Ходынке, где подчиненные в честь его восшествия на престол решили организовать народное гуляние с бесплатными питьем, едой и раздачей подарков.


Кстати, я вдруг понял, что искренне полюбил бы «Матильду», если бы в финале Ники ушел-таки к Кшесинской, отказавшись от короны. Да, это была бы лажа, зато непредсказуемая!


А так в фильме просто много лажи. Ведь отношения Николая с Кшесинской завершились, судя по источникам, еще в 1894-м, за два года до коронации. Так что весь мелодраматический триллер в «Матильде», когда уже перед коронацией Николай мечется между двумя женщинами, балерина пытается сохранить их любовь, ловит его с поцелуем на платформе уходящего в Москву поезда (где находится его немка-невеста), кричит ему с балкона церкви «Ни-и-кииии!!!», когда тот уже намерен надеть царскую корону — чистая лабуда.


Кшесинская, судя по всему, вообще была девушкой деловой, расчетливой интриганкой. И в театре, и вне его. После Николая у нее были романы с двумя Великими князьями. От одного, Сергея Михайловича, она в начале 1900-х родила сына. А за другого, двоюродного брата Николая II Андрея Владимировича, с которым в фильме она и остается еще в 1896-м, она вышла только в 1921-м, уже в эмиграции, когда ей стукнуло под пятьдесят. Во время Первой мировой она внедрилась в фирмы, распределяющие военные заказы — это была настоящая бизнес-вуман.



Наш вариант рекламного слогана


Предлагаю заменить слоган «Тайна дома Романовых» на «Тайны мадридского двора».


 

Источник: Culttrigger. 27 октября 2017,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.