Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.03.2014 | Арт

Призраки силы

В травмированном постсоветском пространстве от былых всеобщих идей остались лишь руины.



Пожалуй, есть две темы в российском искусстве, для которых переход от социализма к капитализму и развал СССР оказались необратимо деструктивны. Это тема Космоса и тема Спорта. И та тема, и другая могут полноценно жить в обществе, которое имеет общую, сплачивающую людей идею. И каждый член общества осознаёт, что эта идея действительно универсальна, важна и наделена высшей надличностной ценностью. В травмированном постсоветском пространстве от былых всеобщих идей остались лишь руины. И желание властей реанимировать дух коллективного оптимизма, увы, мало реализуемо. Вирус тотальной коррупции и воровства начинает размножаться в среде начальства разного калибра, как только они дорываются до кормушки любого хоть спортивного, хоть космического мегапроекта. На этот вирус организм общества более-менее успешно вырабатывает свой иммунитет: скептицизм, иронию, сарказм, равнодушие. Трудно поверить, но события, которые в американском народе рождали бы здоровое чувство патриотизма – Олимпиада в их числе, – среди российских интеллектуалов принято не замечать и сопровождать скептической усмешкой.
 Этой травматичностью отношения к отчётным для государства и нации событиям объясняется, на мой взгляд, странный стиль показа тем как космоса, так и спорта на выставках, сопровождающих юбилейные и эпохальные торжества. Будь то юбилей полётов в космос или открытие в России Олимпийских игр.

К открытию в Сочи XXII зимних Олимпийских игр в Москве организовано несколько проектов. Есть среди них и пародийные, ёрнические даже. Cегодня, в понедельник, в Зверевском центре современного искусства откроется придуманная Семёном Петерсоном и Игорем Дудинским экспозиция «Закуска градус крадёт». Она посвящена началу Олимпийских игр и представлена «олимпийской сборной РФ по алкоголизму и пьянству». В эту сборную входят многие известные и молодые художники, среди которых и Георгий Кизевальтер, и Василий Флоренский, и Валерий Айзенберг, и Андрей Кузькин… Все они покажут свои горячительные ликеро-водочные «снаряды» для поддержания здорового духа в не совсем уже здоровых телах. Много пародий на чемпионские артефакты – медали, призы, – а также на стиль чемпионского поведения.

Проект в Зверевском центре отражает в кривом зеркале пафосную тему «Сезон побед!», которую представил Центральный выставочный зал «Манеж». Экспозиция приурочена и к Олимпиаде, и к столетию олимпизма как такового. Как пишут организаторы выставки, «ровно сто лет назад, в 1914 году, на Олимпийском конгрессе в Париже была официально принята современная олимпийская символика в виде пяти переплетённых колец. По идее основоположника современного олимпийского движения – французского спортивного и общественного деятеля Пьера де Кубертена – она стала зримым воплощением идеи олимпизма, сформулированной в олимпийской Хартии как „…жизненная философия, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума”».

Формулировка Кубертена, конечно, бодрящая и оптимистичная. А вот выставка немного напоминает археологический раздел Исторического музея. Все эти коллекции лыж, экипировка первого российского олимпийского чемпиона Н.А. Панина-Коломенкина, костюмы и формы Бестемьяновой, Бобрина, Родниной, Фетисова воспринимаются в какой-то далёкой проекции Истории. Словно было это где-то очень давно, из памяти почти стёрлось, только призрачные трофеи остались. Эстетский, конечно, ракурс, но энергией соучастия заряжает мало.

В общем-то, столь же архивный и раритетный вариант темы предложили галерея Проун и Московский музей дизайна, подготовившие программу «Спорткульт». Много артефактов лучшей для процветания идей коллективизма и философии общего дела эпохи первых послеоктябрских десятилетий. Эскизы тканей и одежды, спроектированные конструктивистами Клуцисом, Степановой, Родченко, дополнены плакатами, рисунками. Этот период сменяется официальным оптимизмом страны победившего социализма. Множество эскизов памятников спортсменам, разработки монументальных тем Дейнекой, Самохваловым, Янсон-Манизер сочетаются с кадрами кинохроники. Всё это впечатляет как ассортимент старинного антикварного магазина. А цитата из Маяковского, вынесенная эпиграфом («Но нет на свете прекрасней одёжи,/ Чем бронза мускулов и свежесть кожи»), неприятно коробит сознание какой-то вопиющей несовременной бестактностью, сродни лозунгам фашистских трибунов. С современным днём, современным пониманием темы Спорт эта выставка никак не корреспондирует.

Ещё один большой проект, параллельный Олимпиаде, открылся в Институте русского реалистического искусства (ИРРИ). Сперва он был показан в залах аукционного дома Sotheby’s в Лондоне. Теперь в расширенном варианте показан в Москве под лаконичным названием «Советский спорт». Если экспонаты в Проун приехали в основном из коллекции Московского музея дизайна и частных собраний, то ИРРИ комплектовал выставку благодаря собственным фондам советской живописи, архивам РОСИЗО, госмузеям. Частные собрания участвуют тоже.
Интересное складывается впечатление, когда глядишь на живопись с лыжницами, пловцами и стадионами, которая украшала когда-то цветные развороты журнала «Огонёк». Будто видишь исторические факты в патинированных отпечатках вековой давности. И очень причудливо воспринимаешь изломанные ракурсы в графических сериях Сойфертиса, летящие вихри и диагонали тел на фото Бородулина, бронзовые мускулы спортсменок Дейнеки. Винтажное это искусство, эстетское. Сама тема силы, здоровья, воли зрится здесь в истончённом, призрачном даже свете.

А день сегодняшний кроме присутствующего в ИРРИ портрета Путина в кимоно (проникнутая иронией работа 1999–2000 годов Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой «Гений дзюдо» – аллюзия на одноимённый фильм Куросавы) живую актуальность темы спорта, увы, убедительно предъявить не в состоянии. 




Источник: Аrterritory, 10/02/2014,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
14.11.2019
Арт

Экслибрис или мем?

В работах, сделанных непрофессиональными художниками находим прямые отсылки к современной культуре. Если к работам с котами добавить смешную фразу, экслибрисы превратятся в «кошачьи» мемы. А обилие женских образов говорят об интересе авторов к проблемам феминизма или восприятию женского тела.

Стенгазета
05.11.2019
Арт

Семь способов не потеряться во Владивостоке

Во Владивосток на несколько недель приезжали художники со всех стран мира, которые исследовали город со всех доступных им ракурсов — одни работали на сопках, другие забирались в бомбоубежища или отправлялись к морю, попутно расплетая собственные личные истории.