01.02.2006 | Кино
Made in ChinaСвидетельство перемен в мировой кинополитике и аудитории – появление первой актрисы-китаянки, которая постепенно выходит в ряд мегазвезд. Речь о 26-летней Чжан Дзии (она же Зийи), которой в прошлом году уже доверили вручить один из «Оскаров». Гун Ли тоже звезда. Но хотя она «лицо L’Oreal», как актриса она всегда оставалась знаменита лишь среди т. н. фестивальной аудитории. Взлет Чжан Дзии стремителен, еще года три назад ваш покорный слуга, взяв у нее интервью, по размышлении даже не стал расшифровывать запись, поскольку кому у нас эта актриса известна? Вот этапы короткого большого пути:
1999 – «Дорога домой» Чжана Имоу; дебют в кино, в черно-белом фестивальном фильме в роли деревенской девушки. В тот момент казалось, что Чжан Имоу, во всех смыслах расставшись с прежде любимой Гун Ли, чуть ли не назло ей быстренько нашел новое смазливое личико, и на том карьера девушки завершится.
2000 – «Крадущийся тигр, невидимый дракон» Энга Ли; первый фильм на китайском языке исключительно с китайскими актерами, собравший в Америке гроссмейстерскую сумму в сто с лишним миллионов долларов и взявший четыре «Оскара» (заодно он установил рекорд для иностранных картин по количеству «оскаровских» номинаций – 10). Там Чжан Дзии сражалась на мечах с Мамехой – Мишель Йео.
2002 – «Герой» Чжана Имоу; первый китайский фильм, хорошо (на тот момент) прошедший у нас.
2004 – «Дом летающих кинжалов» Чжана Имоу; первый фильм, после которого ее у нас явно запомнили.
2004 – «2046» Вонг Кар Вая; культовый фильм культового режиссера, в котором Чжан Дзии впервые снялась вместе с Гун Ли.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.