Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

24.12.2013 | Книги

В черно-бело-синих тонах

Две недавние книги издательства «Розовый жираф»

Название статьи имеет отношение не к содержанию книг, о которых пойдет речь, а к их оформлению, для которого дизайнеры использовали одни и те же цвета, что было особенно заметно на Non/Fiction 2013, где эти книги лежали на прилавке рядом.


Школьный мир по-американски

Книга американки Р. Дж. Паласио «Чудо» значилась в топ-листе очередной столь любимой читателями книжной ярмарки. Вышла она в серии для подростков «Вот это книга!» издательства «Розовый жираф», предназначена для детей двенадцати – пятнадцати лет, но, как всякая хорошая книга, способна увлечь и взрослых.  

Главная ее тема – пробуждение доброты в людях. Тема, согласитесь, сложная, разрабатывая ее, нетрудно впасть в ненужный пафос, сентиментальность, желание пробить читателей на слезы. Что автор в финале и делает. Но финал короткий, его вполне можно перетерпеть, если только у вас нет желания и в самом деле зайтись в рыданиях – не потому, что конец плохой, а наоборот, слишком уж благостный: зло нейтрализовано полностью, доброта торжествует повсеместно.

Катализатором пробуждения доброты оказывается десятилетний герой «Чуда» Август Пулман, мальчик с очень редкой генетической мутацией лица. Хотя он перенес двадцать семь операций и это еще не предел, его лицо способно вогнать в ступор впервые взглянувшего на него, заставить отвести глаза, ужаснуться, вздрогнуть от неожиданности – такое оно, скажем, необычное, неправильное. И вот этот мальчик, который два года проходил в космонавтском шлеме, чтобы избавить окружающих от подобной реакции и спрятаться от мира, идет в школу, сразу в пятый класс. Что происходит далее предугадать нетрудно – дети бывают очень жестоки. Они шарахаются от новенького, как от чумы, или, как ему кажется, от плесневелого сыра, боятся – и вправду, и напоказ – прикоснуться к нему, словно он заразен. Между его «сторонниками», на первых порах очень малочисленными, и «противниками» идет настоящая война, заканчивающаяся полной победой Августа.

Общего сюжета в книге, в общем-то, нет. Она построена по принципу мозаики – рядом с одним эпизодом возникает другой, за ним третий и так далее. Все эпизоды складываются, в конечном счете, в историю замечательной американской семьи, в большую картину сложной школьной жизни и в портреты отдельных персонажей. Дети растут и взрослеют буквально на глазах. А тема становления характера, личности в хорошем исполнении всегда увлекательна и интересна.


Книжный мир по-русски

Если школьный, в основном, мир «Чуда» самоценен, то мир другой книги для подростков «Смерть Мертвым душам!» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, выпущенной опять же «Розовым жирафом», интересен в первую очередь потому, что строится по модели – чего? – ну, конечно же, нашего родного общества, точнее, той его части, что имеет дело с библиотеками и преподаванием литературы в школах.

Имя Жвалевского – залог того, что книга будет смешной. И надежда на это в общем и целом оправдывается. Ну а если подробнее, то сюжет повествования распадается на три части. Первая рассказывает о жизни обычной провинциальной библиотеки до каких-либо нововведений. Народу мало, в основном пенсионерки. Они приходят в библиотеку не только за книгами, но и на традиционные чаепития раз в неделю. Заведующая Елена Степановна – та самая обычная, пожилая, уютная библиотекарша, образ которой давно уже стал типическим: «…за столом сидела бабушка. Она… была самой-самой настоящей – в большой серой вязаной кофте. И пирожки у нее были наивкуснейшие. С капустой. И яблоками. А свои ослепительно седые волосы бабушка после юбилея начала собирать в правильный бабушкинский пучок».

Дети и молодежь в библиотеке гости редкие. Исключение – девочка Валя, истинная внучка своей бабушки-заведующей, обожающая книги, да не фэнтези и про вампиров, а великую русскую классику. Какое-то время все идет по-обычному – тихо, мирно, скучно. Но катаклизмы не за горами. В библиотеку приходит работать продвинутая девушка Кира. Она мечтает превратить библиотеку в место популярное у школьников и начинает, ни много, ни мало, со спиритического сеанса  -- не иначе как аллегории выборов -- во время которого вместе со старшеклассниками вызывает второй том «Мертвых душ». И тут начинается ужасное. Эта сожженная автором книга приходит в библиотеке к власти. Вторая часть книги -- самая захватывающая. Мертвые души теперь -- Император. У Императора есть Наместник – книга с ржаным полем на обложке -- безостановочно талдычащий о необходимости сильной руки и духовности. У Наместника-патриота есть план того, как следует поступить с «нашим национальным достоинством»: «Его надо собрать в один список… книг сто, скажем, или двести… Быстренько напишем краткие пересказы, чтобы люди не мучились». «Правильная» бабушка в мановение ока становится интернет-зависимой «нервной теткой с вечно красными глазами, которая покупает котлеты в кулинарии». Мальчик Ник, начитавшись безобидного Перельмана, его «Занимательной математики», организует финансовую пирамиду. Кира уходит в паршивые любовные романы. Не смотря на важные успехи в деле нейтрализации классиков, библиотека оказывается на грани закрытия.

Третья часть книги – реализация плана по спасению отдельно взятой библиотеки как школьного образования в целом. Все кончается, согласно законам жанра и вопреки реальному положению дел у нас в стране, очень хорошо. Что это, утопия? Наверное. Но начинать ведь с чего-то надо.

«Смерть Мертвым душам!» издана достойно – на офсетной бумаге, со страшненькими, на первый взгляд, но очень даже адекватными иллюстрациями. Я какое-то время простояла у прилавка «Розового жирафа» и видела, что покупали книгу много и охотно, в том числе и сами подростки. И это, согласитесь, радует.











Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.02.2022
Книги

Почувствовать себя в чужой «Коже»

Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.

Стенгазета
31.01.2022
Книги

Как рассказ о трагедии становится жизнеутверждающим текстом

Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».