25.12.2013 | Экономика
Ни копейки государству…... которое жульничает с гражданами
Госдума приняла в третьем и окончательном чтении пакет пенсионных законов. В очередной раз пытаться разобраться в пенсионной формуле, которую так и не смогло понять даже большинство депутатов, за нее голосовавших, бесполезно, тем более что реально оценить размеры своей будущей пенсии стало невозможно – ни с формулой, ни без оной. Надеяться на правительство, которое с самого начала не скрывавало, что едва ли не главная цель и основное достоинство пенсионной реформы – экономия бюджетных средств, уже просто глупо. Особенно тем, кто надеется на смену кабинета к моменту своего выхода на пенсию.
Если добавить сюда весьма неубедительно мотивированную конфискацию пенсионных накоплений наиболее активной части общества, позаботившейся о том, чтобы забрать свои индивидуальные накопления из государственного ВЭБа, можно без преувеличения утверждать, что нынешняя пенсионная реформа стала одним из самых непопулярных решений государства. Ответом граждан стал массовый перевод обязательных пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). За год количество клиентов НПФ фактически удвоилось и составляет около 20 миллионов человек.
Все это позволяет сделать два вывода. Во-первых, налицо кризис государственной системы пенсионного обеспечения, который вполне вписывается в общую картину деградации и разрушения государственных институтов, отличающий современную Россию. Во-вторых, доверие граждан (которые совсем не идиоты и вполне способны адекватно оценивать происходящее) к государственной пенсионной системе, а заодно и к самому государству основательно подорвано.
Вопрос в том, может ли общество и оппозиция что-то этому противопоставить. Можно было бы, конечно, начать пикетировать Госдуму, Пенсионный фонд России (ПФР) и ВЭБ, попытаться завалить российские суды исками, придумать другие формы протеста. Однако более адекватным представляется другой ответ. На минуту отвлечься от борьбы с государством, давно действующим в собственных интересах, а не в интересах общества, и попробовать заполнить ту лакуну, которая образуется на месте разрушающегося института.
Странно, что после того как решение о конфискации пенсионных накоплений было принято, не нашлось ни одного негосударственного пенсионного фонда, руководство которого публично заявило бы: государство, которое позволяет себе жульничать со своими гражданами, больше ни копейки этих граждан, доверивших свои накопления данному пенсионному фонду, не получит. Думаю, такой НПФ стал бы рекордсменом по количеству людей, которые перевели бы туда свои накопительные счета.
Но если такого фонда не нашлось, его можно создать. Тем более что в запасе целый год, который НПФ потратят на акционирование, а государство – на создание системы гарантирования.
Основной целью нового НПФ могло бы стать создание пенсионной системы для несогласных (по крайней мере, несогласных с пенсионной реформой и конфискацией), системы, в которую можно было бы перевести, в том числе, и обязательные пенсионные накопления. Главным принципом мог бы стать отказ от инвестирования в государственные бумаги и бумаги госкомпаний, от открытия счетов в госбанках, участия в госпроектах. Одним словом, ни копейки вороватому государству, которое то норовит использовать накопления своих граждан для затыкания дыр в бюджете ПФР, то разворовать в «мегапроектах» посредством инфраструктурных облигаций.
В стране пока есть частные компании и банки достаточного уровня надежности, чтобы доверить им «длинные» деньги будущих пенсионеров, и при выборе управляющих НПФ вполне мог бы ставить такое условие.
Создание такого фонда, который сразу можно будет регистрировать в форме открытого акционерного общества – задача сложная и дорогостоящая, но вполне достижимая. Так же как и задача провести широкую подписку на акции фонда и собрать остаточно денег для участия в системе гарантирования и получения права на управление обязательными пенсионными накоплениями. Люди, которые приняли бы участие в финансировании создания НПФ, не просто жертвовали бы деньги на «гражданскую активность», но становились бы акционерами коммерческого проекта, имеющего все шансы на успех, приобретали бы ценные бумаги, дающие право на получение части прибыли и участие в управлении Фондом.
Хакерам и шифропанкам удалось то, о чем никаким навальным и мечтать не приходится — никого не посадив и не расстреляв, выстроить прозрачную, устойчивую к воровству и коррупции систему. Систему, в которую в которую никто никого насильно не загоняет и для функционирования которой не нужно ничьей санкции.
Наиболее проработанных вариантов реформ по сути два – либеральный и дирижистский. С известной долей условности можно обозначить их, как «премьер Кудрин» и «премьер Глазьев». Оба претендента в конце 2015 года озвучили свои программные тезисы, которые имеет смысл рассматривать.