16.09.2013 | Анимация
Русский следАнимационный фестиваль «Крок» раздал призы
В Киеве раздал призы русско-украинский плавучий фестиваль «Крок» - самый старый и самый уважаемый международный смотр анимации на постсоветском пространстве. Нынешний фестиваль был юбилейный, ХХ-ый, а все четные «Кроки» уже лет десять как отдаются фильмам, сделанным мастерами (в отличие от нечетных – студенческих). И тем не менее, несмотря на множество работ анимационных звезд в фестивальном конкурсе (Барри Первз, Крис Ландрет, Пол Дриссен, Билл Плимптон и др.), теперь даже «взрослый» «Крок» по настроению и на корабле, где идет фестиваль, и на экране, кажется молодежным: возраст авторской анимации стремительно снижается. Молодые таланты после окончания института не хотят раствориться в больших коммерческих студиях, а сбиваются в бодрые независимые команды, живущие на гранты и доходы от рекламы и снимают свое авторское кино – абсурдное, экспериментальное, технически изощренное, дурацкое и стремительное – любое. Впрочем, если команды нет, кино сегодня можно снимать и совершенно самостоятельно – таких фильмов, сделанных молодыми, в свободное время от нетворческой обязаловки ради заработка на больших студиях, на нынешнем «Кроке» тоже хватало. Впрочем, среди призеров фестиваля больше всего оказалось режиссеров среднего поколения, и почти не было мировых звезд (разве что спецприз жюри получил уморительный «Трамвай» Михаэлы Павлатовой, где рабочий день вагоновожатой превращался в сплошную эротическую мечту).
В целом программа 20-го «Крока» выглядела весьма удачной, но ровной – без провалов, и без очевидных фаворитов (возможно, сказалось то, что в режиме биеннале многие хиты оказываются не новостью для жюри и участников фестиваля). Так что мало какой премиальный расклад можно было бы считать скандальным. Несколько удивил Гран-при, отданный фильму «Дикий» (его снял американский режиссер португальского происхождения Даниель Суса) - вполне предсказуемая история о «маугли», не сумевшем ужиться с людьми. Но, видимо, для жюри, ценящего высокий профессионализм, изящная черно-белая живопись и тонкая режиссерская нюансировка перевесила тривиальность сюжета.
В остальном – вопросов нет, хоть и бросается в глаза что режиссеров из России среди награжденных как-то особенно много. Даже, когда фильмы иностранные, как с лучшей детской картиной – сказкой «Морозко», снятой во Франции Юрием Черенковым или притчей «Как мыши кота хоронили» сделанной в Китае Дмитрием Геллером и получившей приз в категории «фильмы до 5 минут». «Русский след» был даже в получившем «приз зрительских симпатий» французском сериале «Портреты из путешествий» Бастьена Дюбуа. На фестивале показали серию про Москву и зрителей особенно пленил финал короткого ролика глазами иностранного туриста. После экскурсии по помпезному московскому метро, Бастьен выходит на станции «Динамо» к памятнику Лайке, окруженному какими-то подозрительными постройками и крикливыми рекламными плакатами.
И тут навстречу иностранному туристу выходит пара жлобов угрожающего вида, от которых понимающий Бастьен тут же пускается наутек. Агрессивное, непарадное лицо родины узнали все.
В категории «от 5 до 10 минут» награда досталась швейцарцу Дастину Рису за фильм «Граница» - обаятельный, полный черного юмора сюжет о неудачливом пограничнике, которому никак не удается покончить с собой. Среди больших фильмов, «от 10 до 50 минут» победила картина «Мать и сын» - ироническая пастораль, легкая черно-белая графика Андрея Ушакова о том, как сын забирает старушку-мать из деревни, русский привет давнему шедевру Михаэля Дюдока де Вита «Отец и дочь». А особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» «За высший пилотаж» ушел звонкой картине «Моя мама – самолет» Юлии Ароновой - лучшему российскому детскому фильму последнего времени, да и просто чудесному кино, радостному без соплей, что, как известно, большая редкость.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.