Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

25.07.2013 | Анимация

Я понял, что я китаец

Пятая и последняя порция короткометражек на фестивале в Аннеси

   

В этом году  фестиваль только напугал ливнем первого дня (прошлый-то до самого конца так и шел в дожде и холоде), а потом установилась теплая и солнечная погода. Обаяние фестиваля в окруженном горами старинном городе на берегу огромного озера, да еще среди множества друзей, говорящих только о кино, можно описывать разве что в стихах или мультфильмах.  Лирическую атмосферу Аннеси с прекрасным озером и ночными кинопоказами на свежем воздухе отлично передает ролик израильского режиссера Ави Офера «Ногами в воде, головой – в кино», выигравший первый приз в конкурсе «+ de courts!», объявленном порталом Dailymotion вместе с фестивалем и Cartoon Network Studios: https://vimeo.com/66540964

Ну а теперь – о коротких метрах последнего конкурсного дня. Главным образом о короткометражном конкурсе №5.

Первый фильм Marcel, King of Tervuren, снятый живущим в Бельгии американцем Томом Шредером – хороший рассказ про витального петуха, который сначала был побежден собственным выросшим сыном, захватившим его курочек, а потом сам убил его в бою и вернулся в дом. Эта сильная, эпическая история рассказана женским немолодым прокуренным голосом и выглядит документальной (история и вправду настоящая, хоть голос и не авторский ) и смешивает реалистический ротоскоп с очень красивым спонтанным рисованием.

Неожиданно меня тронул  Recycled, который снял китаец Лей Лей (Lei LEI вместе со своим приятелем, фотографом Thomas SAUVIN). Кино выглядит экспериментальным (особенно, если помнить какие  веселенькие и яркие фильмы он снимал раньше, вот такое, например - https://vimeo.com/12492973), а на самом деле там история очень простая и ясная. Фотограф собирал на свалке около Пекина выброшенные фотопленки, и даже делал с ними выставки. И Лей решил из этого материала сделать фильм, но взял все – 3 миллиона кадров, отобрал пол миллиона, сгруппировал и сделал кино, в котором сначала несутся перфорированные края пленки, похожие на поезд с окошками, а потом из испорченных фрагментов (на экране одновременно как бы три постоянно мелькающих кадра пленки) начинают вычленяться сюжеты – люди фотографируются за столом, перед дворцом, на фоне портретов вождей, у моря и так далее. Он взял музыку с очень жестким несущимся ритмом, тоже созданную из мусора бытовых звуков. Потом Лей очень трогательно рассказывал, что, сделав фильм, приехал домой и взял свой семейный альбом: «И тут я понял, что я китаец – на моих фотографиях люди тоже в центре кадра, на фоне тех же больших построек, за столом и так далее. Сейчас в Китае все так стремительно несется вперед, а эти снимки позволяют оглянуться, увидеть корни…» и так далее. Но для меня-то дело не в китайских корнях, а в корнях вообще – в том, что, глядя этот  фильм, я представляю себе такие же советские и постсоветские фотографии – блеклые, засвеченные, тоже на фоне накрытых столов и фонтанов, и так же с детьми или мокрыми девушками в купальниках, выходящими из Черного моря.  В общем, все гораздо универсальнее, чем кажется. https://www.guardian.co.uk/artanddesign/video/2013/jan/04/chinese-amateur-photography-animation-video1

Mademoiselle Kiki et les Montparnos – дебютный фильм очаровательной французской девушки Amélie HARRAULT – как и следует из названия, рассказывает о жизни мадемуазель Кики, любимицы знаменитых художников Монпарнаса. Немного слишком иллюстративная, но, на мой взгляд, вполне милая, с юмором рассказанная нарядная история. Смотрится она очень легко, зал был в восторге (и наш был бы в восторге), но профессионалы, конечно, ругались за то что это больше прямые иллюстрации к ее воспоминаниям, чем кино. Вот и целиком кино - https://videos.arte.tv/fr/videos/mademoiselle-kiki-et-les-montparnos-d-amelie-harrault--7564328.html

Вот тут она рассказывает, как это делала: https://videos.arte.tv/fr/videos/making-of-mademoiselle-kiki-et-les-montparnos--7552710.html

Carne – колумбийца  Carlos Alberto GOMEZ SALAMANCA (сроду не видела колумбийского кино) – совсем непонятный мне сюжет насчет жертвенных животных, хотя черно-белая графика, с текучей, будто смытой дождем краской, выглядела весьма экспрессивно - https://vimeo.com/68017834.

Так же  я не поняла деталей иранской картины Bache gorbeh, снятой Shiva SADEGH ASSADI в технике живописи по стеклу.  Это всегда красиво, но в чем суть истории про драматическую жизнь семьи людей и котов, я так и не уловила.

Le cosmos sauvera le peuple – загадочнейший фильм канадца  Patrick LAPIERRE, причем на всех плакатах по-русски написано «Космос спасет мир» и за кадром фильма идет русский диалог каких-то, судя по ужасным интонациям, непрофессионалов. Ну и странна сама история о том, как девочка ходила в 61-м году воровать картошку с бабушкой, бабушке стало плохо и вдруг с неба упал космонавт и бабушка от ужаса очухалась и побежала. А это, якобы, был Гагарин. Что сей сон значит и почему он тут – так и не поняла.

Ziegenort (автор говорит, что это название прежде немецкой деревни, которая после войны отошла Польше и оттуда родом режиссер) – поставил молодой поляк Tomasz POPAKUL. Очень эффектная  черно-белая графика и  полу-реалистическая – пол-метафорическая история про взросление мальчика, сына рыбака. У него рыбья голова и ему снятся кошмары, например, о том, что он сам себя чистит ножом, будто от чешуи, и вообще с ним все не просто. Но это явная метафора того, что парень не такой как все,  возможно, аутист, не совсем понимающий жизнь вокруг. Вот трейлер

Lettres de femmes снова французский - Augusto ZANOVELLO – кукольная история про войну с интересными, как бы бумажными куклами, все в коричневатых тонах ржавых бинтов. Главная метафора в том, что медбрат находит раненых и лечит их, обвязывая раны любовными письмами. Причем, его собственная история весьма драматична – он перед войной изнасиловал девушку, в которую влюблен, теперь ей пишет, а она не отвечает. И оказывается, что она родила ребенка, а сама умерла от депрессии после того. В общем, сюжет крайне прямолинейный, но по картинке интересно. В каталоге написано, что там где-то есть и живые актеры, но я так и не поняла где. Вот тут, как его делали: https://vimeo.com/70051945

И последнее кино программы - Not Over японца Toru HAYAI. Явно взято для того, чтобы ютубовским приколом сбить людей с серьезного настроения. Рассказывать о нем нечего – вот оно https://v.youku.com/v_show/id_XNDIxNTU4NDUy.html

И напоследок еще немного из внеконкурсного: вот редкая вещь – бескамерная анимация A Direct Film Farewell голландца по имени Oerd VAN CUIJLENBORG. Он пишет, что сделал фильм, как прощание с этим жанром и вообще с целлулоидом. С чего вдруг он взялся прощаться, когда, наоборот, сейчас в авторском кино ко всяким старым и сложным рукотворным техникам, наоборот,  заново возникает интерес, не ведаю. https://www.facebook.com/video/video.php?v=537472349614588

Удивительно, сколько фильмов сегодня кажутся мне стилистически следующими за «Мадагаскаром» Бастьена Дюбуа, даже, когда, вроде бы, совсем про другое, но с путешествием в пространстве или времени, быстрой сменой мест, экзотикой и обработкой видео. Вот это, например: https://vimeo.com/44194364 - Miniyamba (Luc PEREZ)

А вот зато отлично придуманное, хоть и недожатое кино - Lettres à la mer , которое сделал испанские молодые режиссеры Renaud PERRIN, Julien TELLE. Посвятили они кино реальной истории испанских беженцев в 1939-м году. Вроде бы те приплыли в Марсель, но их письма домой не доходили, а их где-то задерживали и только недавно обнаружили. Собственно, эту историю о печальных письмах, которые так и не дошли до адресатов, а как будто испарились, режиссеры и пытаются рассказать с помощью очень красивой и мимолетной техники рисунков водой на бетонных стенах и камнях. Рисовали в Марселе и Барселоне  и под солнцем линии и фигуры мгновенно высыхали. Вот трейлер - https://vimeo.com/69736075

Израильские режиссеры Michelle и Uri KRANOT, снимавшие страшноватые и экспрессивные фильмы, вроде «Бог на нашей стороне» по «Гернике», теперь живут в Голландии, и теперь сняли кукольную антиутопию Hollow Land про традиционное еврейское желание найти на глобусе место получше. Муж со своей беременной женой попадают в некое гротескное тоталитарное государство, где все должны надевать на голову вантуз и, видимо, чувствовать себя мусором. Ну, а в финале , не выдержав, парочка уже с ребенком уплывает из ужасной страны, но теперь в компании со множеством других беглецов, как, собственно, семейство Кранотов и уехало из Израиля, на что намекает название. По их прежним, весьма патетическим фильмам, казалось, что у этих режиссеров чувства юмора нет, но оказалось, что есть, хоть  Пустая-Святая земля  тоже не без пафоса.

Ну и напоследок забавное -  вот такие французские ребята Christophe GAUTRY, Mathieu BRISEBRAS сделали фильм Vertige, как пиксиляцию, повернув гравитацию на 90 градусов. Новости в этом никакой нет, но смотреть всегда весело. Вот трейлер - А вот – их же симпатичный тест на анимацию - https://vimeo.com/9102169.











Рекомендованные материалы



Эмиграция, депрессия и бодипозитив

Главными сюжетными лейтмотивами фестиваля были космос и связь с матерью через пуповину, оба они сошлись в главном российском хите фестиваля – фильме Константина Бронзита «Он не может жить без космоса». Начиная со второго фестивального дня, как только на экране появлялся космонавт или пуповина, зал принимался хохотать даже, если предмет фильма был серьезным.


Мне бы хотелось, чтобы мои фильмы были как дневник и способ общения с близкими.

В 2017-м высшая российская анимационная премия «Икар» назвала Дину Великовскую за фильм «Кукушка» лучшим режиссером и лучшим сценаристом года. В 2018-м – ей вручили премию президента РФ для молодых деятелей культуры, в том же году 2018 Ди­на по­лучи­ла приг­ла­шение войти в состав ос­ка­ров­ской академии. А в 2019-м году ее новый фильм «Узы», удивительным образом соединяющий объемную и рисованную анимацию в инновационной технике рисования 3D ручкой, получил Гран-при Суздальского фестиваля.