Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

03.07.2013 | Анимация

Шутки и эксперименты

Первая порция конкурсных короткометражек на фестивале в Аннеси

О короткометражках в  Аннеси рассказывать придется долго. Начну с первого конкурсного показа.

Открылся он сюрреалистическим кино  Double Fikret китайца Haiyang WANG. Очень изобретательно, ярко, хоть и мелом (пишут, что на наждачной бумаге,  а похоже, что на доске). Мужчины, куры, члены, странные геометрические фигуры, все друг из друга растет, выворачивается наизнанку и самым парадоксальным образом отпочковывается с весьма интенсивными эротическими ассоциациями.

Я впервые видела этого режиссера несколько лет назад в Загребе, тогда он удивил всех своим предыдущим фильмом «Фрейд, рыба и бабочка»  но этот, пожалуй, еще изобретательнее, тем более, что работает еще и с реальным пространством, то входя в оживающую картину, а то выходя из нее будто бы в галерею, хотя жизнь картины не останавливается. Понятно, что Ванг в первую очередь работает с современным искусством, сейчас оно там сильное (кажется, это кино, а может  в виде инсталляции, было на АртБазеле), а авторской анимации как раз мало, поэтому и особенно интересно, в какую сторону люди, думающие об искусстве, сбегают от потока стандартной китайской анимации.

Далее итальянец Simone MASSI с фильмом Animo resistente -  он пишет, что это снится дому в мае 1944-го года (что бы это ни значило). Как всегда у Масси эффектная черно-белая графика с крошечной красной деталью (тут птичка) с общим напряженно-тревожным настроением, суровыми людьми и эффектной тотальной анимацией. На военные годы намекает начало, где появляются солдаты с ружьями, а дальше действительно похоже на полет во сне (впрочем, у него всегда такое сновидческое кино), будто камера летит, встречая на пути людей и предметы, превращающиеся друг в друга.

«Пир наложницы» был на Кроке, сняла его китайская студентка французской киношколы Пудриер  Hefang WEI, но этот ее фильм – уже копродукция четырех стран, что, конечно, удивительно. Прелестная история про капризную красавицу,  любимую наложницу Янг, приревновавшую старого императора к новой любимице и от обиды напившуюся, пока его ждала. Отлично нарисовано, стильно, но современно, не чрезмерно стилизовано с очень изящной режиссурой, прелестной анимацией и юмором. Вот тут трейлер: https://www.onf.ca/film/banquet_de_la_concubine/trailer/banquet-de-la-concubine-trailer

Вот еще отличный художник – в американском фильме Feral - Daniel SOUSA. Парафраз «Маугли», почти черно-белое изображение, выразительное движение и жесткая режиссура. Мальчишка, найденный в лесу, невоспитуем, на всех по-волчьи рычит и скалит зубы и (опять!) конечно, в школе мальчишки над ним издеваются. Неожиданный, уходящий в метафору финал, где он убегает и на бегу сначала превращается в волка, а потом в птицу. Уже получил кучу призов, как, впрочем, и многие фильмы из программы.

Далее – «Scroogin on a Greg» - двухминутная шутка Уилла Андерсона (того самого, который снимал любимое «Создание длинной птицы»), в сущности, чисто текстовая про то, как одна птица предлагает другой покурить. Уверена, что текст смешной (картинка дурацкая, но выразительная), но он не то на сленге, не то просто на шотландском, в общем, без перевода детали не ясны.

Очень любопытно придуманный «Астигматизм»  Николая Трошинского (написано, что молодой человек из Москвы, учился в Испании и там и остался иллюстратором). Там скорее оптические игры – с точки зрения потерявшего очки мальчика с близорукостью и астигматизмом. Туманные предметы превращаются в чудищ, другое уплывает в туман. Было на ту же тему не так давно, кажется, французское кино «Четырехглазый», но там был лирический сюжет, а тут больше экспериментов. От постоянного расфокуса немного кружится голова, но в этом тоже есть смысл, как в попытке увидеть мир, как человек, у которого все плывет перед глазами.

Вот посмотрите, что он рассказывает, как он это делал – очень впечатляюще. Работал три года, причем, чтобы создать ощущение потерянности, решил всех ввести в такое состояние – то есть все – художник, композитор и др. работали по отдельности, не зная, кто что делает. А еще все снимал на слоях, но страшно необычным образом – пять двойных стекол, каждое очень высоко над другим и еще чуть не на три метра выше камера, чтобы сделать перспективу и глубина кадра получается огромная. Причем, соединял живопись на стекле с перекладкой. В общем, всегда жалко, когда необычное кино смотришь в общей куче, не успеваешь ничего о нем понять и чаще всего проходишь мимо и забываешь.

 

Японский Yoriko MIZUSHIRI «Футон» в прошом году взял какой-то приз в Хиросиме – тоже такой сонный сюрреализм в изящном  и очень простом рисунке – матрас превращается в кусочек рыбы из суши, в язык, его берут палочками, оттуда выпрастываются ноги, а он становится губами. Нелепо описывать, но обертона очень эротические.

Negro аргентинца Walter HOYOS – белым по черному нуар про лис, поиски странного наркотика, который выглядит как кубик для курения. В общем, довольно невнятно, хоть рисуночек неплохой.

«Путевой обходчик» (или он начальник станции) – снял поляк Петр Щепанович (Piotr SZCZEPANOWICZ). Я не поклонник такого  псевдореалистического 3D, с резиновыми персонажами. Якобы лирическая история про несостоявшуюся любовь с соседской девушкой (она слушала под окнами, как он играет на трубе, но не решалась зайти, он ждал, а потом она уже невестой уехала на поезде, а он и не увидел.). Все вторично.

Французско-бельгийский Les Voiles du partage (Pierre MOUSQUET, Jérôme CAUWE) –  не оригинальный, но все равно забавный треш про невозмутимого супергероя. В комиксовой манере и со слабо шевелящейся анимацией, зато герой со сломанным носом шикарно побеждает мафию, например, сжевав стакан и плюнув всем в рожи осколками.

Lonely Bones – этого ждали все фанаты ROSTO , но я эту якобы сюрреалистическую претенциозную трехмерку не люблю. Если прошлую Деревню монстров еще можно было рассматривать, то  этот, с его адскими ужасами, совсем трудно. Причем, опять живые актеры и множество компьютерных спеэффектов.

Последний – бесхитростный «Кузнечик» (Lars DAMOISEAUX, Frederik PALMAERS) из Голландии – тоже анимация с живой съемкой. Недовольная самка кузнечика надавала ему по морде, ее тут же съела лягушка, ту – цапля, цаплю – крокодил, его – охотник, который тут же врезался на своем мотоцикле в дерево. Круговорот.

Ну, и заодно расскажу про пару фильмов, которые  увидела в первой внеконкурсной программе короткометражек. Фестивали часто оставляют за бортом интересное.

5 Mètres 80 француза Nicolas DEVEAUX, того самого, который уже довольно давно снял про слона, прыгающего на батуте – 7 тонн, а вот теперь – про ныряющих жирафов.

Это шикарно сделано по анимации, еще сложнее, изобретательнее и с отличным чувством юмора. Пересказывать глупо, нужно просто посмотреть. Вот тут кино https://www.dailymotion.com/video/xxyuig_5m80_shortfilms#.UdLvJev3AXw

И еще интересная штука – кукольный фильм La Coquille про банковского клерка, у которого неожиданно на спине выросла улиточья ракушка, сняла бельгийская команда COLLECTIF CAMERA-ETC – в которой все рисуют, делают и сочиняют вместе 15 человек инвалидов, причем, включая слабовидящих. Причем, вроде бы все куклы из бумаги. Кино вполне простодушное, но милое, а как социальный проект, к тому же с темой «бывают люди разные» – совсем хорошо.

Продолжение следует.

Путевой обходчикПутевой обходчикКузнечикLes Voiles du partage Les Voiles du partage NegroLa Coquille









Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.