Великобритания, 2012
14.05.2013 | Анимация
Почти неправдаНеуместно-веселая загробность как главное содержание фильма
После окончательного распада великой британской комик-труппы в середине 1980-х, единственным из шести "Monty Python", кто вполне состоялся в качестве самостоятельного творца, оказался Терри Гиллиам. Терри Джонс поставил пару детских фильмов и пишет книжки — тоже для детей, а Майкл Пейлин путешествует и пишет травелоги. Джон Клиз и Эрик Айдл, к радости фанатов, мелькают кое-где в ролях второго-третьего плана.
Шестой из них, Грэм Чепмен, блондин с большим носом и надменными глазами,— тот, что в "Священном Граале" играл короля Артура, а в "Житии Брайана" — неудавшегося мессию,— умер в 1989 году. В 1980-м он написал мемуары — впрочем, не вполне документальные. Они так и назывались — "Автобиография лжеца: Неправдивая история Грэма Чепмена из "Монти Пайтон". Том VI". Первых пяти, разумеется, не было. Позже, перед смертью, Чепмен успел начитать свою биографию на диктофон. Это важная деталь — именно тогдашние записи голоса покойного комика стали основанием для выходящего сейчас фильма.
Сделали его три лондонских режиссера — Билл Джонс (сын Терри Джонса), его постоянный соавтор Бен Тимлетт и Джефф Симпсон. Первые двое уже сняли шестисерийный фильм "Монти Пайтон: Почти правда", в котором участники труппы, их близкие, а также разные известные комики рассказывали об истории и значении "Монти Пайтон". "Автобиография лжеца" логично продолжает этот проект, но в то же время затея эта — гораздо более занятная.
Это — мультфильм, точнее множество маленьких мультфильмов, сделанных в разной манере разными режиссерами и плавно перетекающих друг в друга.
Радужные рисованные картинки встречаются с пугающим экспрессионизмом. Возникает то 3D-анимация вполне в пиксаровском духе, то что-то из репертуара циничных мультфильмов канала "Adult Swim". То классический британский сюрреализм в стиле "Yellow Submarine", то ожидаемое подражание гиллиамовским коллажным врезкам в монти-пайтоновских фильмах. Сами участники труппы из смешных говорящих фотографий вдруг превращается в страшноватых суетливых мартышек с усами и в шляпах.
Вся это разномастная анимация нанизывается на чтение Чепменом своей истории. Периодически в дело включаются его друзья — живые участники "Монти Пайтон" (все кроме Эрика Айдла), а также несколько актеров. В частности, Камерон Диас, которая комичнейшим образом озвучивает Зигмунда Фрейда, анализирующего юношеские фантазии героя. В фильме много таких персонажей: например, королева-мать, которая приняв изрядную порцию джина, советует студенту Чепмену съездить в Новую Зеландию.
Но, несмотря на то, что половина событий здесь выдуманная, общий маршрут здесь правдив, и, в общем, вполне типичен для байопика.
Тяжелые родители, бурная юность, открытие собственной гомосексуальности, дружба в Кембридже с первым из будущих "Питонов", Джоном Клизом, роман с Дэвидом Шерлоком, партнером Чепмена на протяжении почти четверти века, создание "Монти Пайтон", пришествие славы и ее последствия, алкоголизм и борьба с ним. Иногда в действие вмешивается кто-нибудь из героев "пайтоновских" скетчей. Однако весь абсурд здесь очень тихий, почти необязательный.
И дело, в общем-то, не в нем.
Самое интересное в "Автобиографии лжеца" — этот странный диалог между Чепменом и его друзьями, панибратское хихиканье живых голосов с ушедшим.
По сути, эта неуместно-веселая загробность оказывается главным содержанием фильма. Она гораздо ближе парадоксалистскому духу "Монти Пайтон", чем все рисованные гэги и довольно рядовые, по их меркам, шутки.
Кинотеатр "35 мм", 28 апреля, 19.00 (в рамках фестиваля "Другое кино")
В прокате с 23 мая
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.