Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

19.06.2017 | Музыка

Наверное то,что я написал относится к жанру открытого письма

Вполне уважаемый сайт colta.ru  попросил меня ответить на вопросы анкеты, которуюв конце концов опубликовал  пожд названием «Переоценка ценностей» и подзаголовком «Специально для COLTA.RU эксперты составили собственные рейтинги великих — извлекая из тени и низвергая с пьедесталов» (https://www.colta.ru/docs/17061).

 

 

 

Во-первых, не все имена этих экспертов я бы  хотел видеть рядом со своим,но это не мое дело (могу, если спростя,  перейти и на личности )

 

 

 

Во-вторых, со времен openspace (где я имел честь  опубликовать один текст), меня, мягко говоря, удивляет подраздедние всей музхыки на «современную» и «академическую».  Джаз   относят к первой.

 

 

 

В-третьих меня почему-то обозвали Председателем Московской ассоциации джазщовых журналистов, которая с самого начала в 2000-е годы была почти что виртуальным проектом и  на деле  вскоре - и виртуальнои релаьно -  прекратила свое существование.

 

 

 

В-четвертых, текст сократили – логично, грамотно. Наверное, так и надо было. Но …со мной не  посоветовались. Меня это в эпоху интернета всегда удивляет - даже в самые советские годы. редакторы находили возможность – позвонить или даже телеграммой согласовать что-то с автором!

 

 

 

Рассказал бы насчет телеграммы одну  историю/байку  начала 1970-х (с грифом 18+) о «Библиотеке всемирной литературы»  -  напомните как-нибудь,  расскажу!  Вот доказательство, что называется, от противного: в 1981 году я был автором всех (за исключений одной) статей о современной польской музыке в «Энциклопедическом музыкальном словаре» (вышел в 1990). Изощренно составлял словник  - так, чтобы в него попали, все кто должен был попасть, изощрялся, обходя острые углыи в обзщем знал/.что у нас тогда быстроо ничего не делалось, В результате, через несколько лет мне звонит музыковед-полонистка ( по счастью, академические круги таковы. Что все  мы  вобщем   знали друг друга):и театрально поставленным грудным голосом начинает: «Слушай, мне тут дали на рецензию польский раздел Словаря из «Энциклопедии». Неужели  ты мог написать, что «Лютославский – додекафонист»? А вот тут у и тебя сказано это а вот там- то …».   И т.д. и  т.п.

 

 

 

Я  растерялся, не зная, что ответить коллеге (с которой меня связывали – несмотря на разницу в социальном статусе -   чисто дружеские отношения)  и пролепетал:

 

 

 

«Дорогая, подожди, я ничего подобного  не писал!».

 

 

 

И ведь, действительно, не писал.

 

 

 

Надо разъяснить, что пресловутый «Энциклопедический музыкальный словарь» задумывался как сведенный в один том дайджест  единственной за всю нашу историю 6-томной  «Музыкальной энциклопедии».  Тексты о современной музыке, включая personalia, при этом ,конечно, нельзя о было хотя бы немного обновить или написать новые. На новые позвали меня…

 

 

 

Естественно, мои тексты  были для тогдашней редакции  череччур… «вольными». Вот издательство( опять же,могу перейти на личности) просто-напросто заменило мои тексты  - старыми ,из той самой «Музыкальной энциклопедиии». И. не поставив меня в известность, отдало статьи на рецензию. По счастью – той самой хорошей знакомой, с которой мы до сих пор, что называется, дружим семьями.  Короче, я, охваченный праведным гневом,   даже не  стал звонить, а сразу   же помчался в редакцию.  За полчаса от «Профсоюзной» до «Кировской»  этот   гнев  перерос в форменную истерику.  - мне потом рассказывали, что такой в стенах редакции еще не видели и не слышали. В конце концов,  мне публично были принесены извинения –в устной, впрочем,  форме, а  мои исходные тексты при небольшой правке были восстановлены (насколько помнится, это уже были годы ранней «перестройки и гласности»). А представьте, что мы тогда не были бы знакомы с рецензентом /(или это оказался другой человек, которого всё устроило бы - каким позором покрылось бы мое имя?

 

 

 

В-пятых,  у меня свое, какое-то. может и впрямь, нездоровое  отношение к проблеме транслитерации. Я уверен, в частности. что английские дифтонги надо передавать двумя русскими гласными. на письме н должно выгдядеть  как «эй», а то получается иногда, что по-русски, например,  tap и  tape выглядят одинаково. И  Blake и Black  превращаются в однофамильцев.Так и colta.ru заменила мою транслитерацию фамилии Davis с «Дэйвис» на «Дэвис».

 

 

 

Наконец, в шестых. Я направил в редакцию colta.ru     вот это вот послание.которое не только не было опубликовано,ни не удостоено ответа.

 

 

 

Из комментов можно увидеть, что большинство реально не слушает той музыки, о которой говорят эксперты (если это не поп-музыка вроде «Битлз»).  Называть Цорном (Zorn) американца ,не знаю в каком поколении, Джона Зорна - это что, такой интернет-юмор? Мол, я знаю, что  у этого еврея - фамилия немецкого происхождения. Это напоминает известную кампанию  "по раскрытию псевдонимов".

 

 

 

Второе: лично мне поставили в упрек, что, мол, только в 2012 году издали столько-то box'ов  Каору Абэ.  Об этом и речь. А сколько было издано при жизни? И что парелдставлояют собой эти самые недавно и мзданные записи?

 

 

 

Да, я не играю в онлайновые игры, я не участвую в соцсетях (Google+ вписал меня туда без моего согласия), не завел и не заведу собственного сайта (один как-то открыли от моего имени и без моего ведома, но я даже сомневаюсь, что  с добрыми намерениями) и – не считая нашей «Стенгазеты» - нигде больше  в Интернет-изданиях  ничего не публикую. Но неужели гг. комментаторы думали, что я предварительно не проверил  самые ходовые справочные ресурсы - и

 

 

 

американскую свалку  под названием allmusicguide.com, которая и в самом деле в последнее время превращается в рекламный мусор,  и профессиональный ресурс allouboutjazz.com?  Проверил. Не беспокойтесь – и  видел те списки альбомов, о которых шла речь. И л

 

 

 

даже слышал – с Японией у меня. Поврьте.связи накоротке. И я прощшугг комментаторов ответить мне, что в этих  изданиях Каору Абэ содержится и какими тиражами издано? Так вот: по большей части это - сольные домашние экзерсисы,  которые ,я думаю. забраковал бы сам музыкант. Конечно,  научными или артистическими  целями  все извиняется: скажем. занудно мелодекламировать черновики Пушкина  под джаз.

 

 

 

Насчет Абэ: те. кто вдруг им озаботились, вряд ли знают. что  в 1970-е годы был даже издан (фирмой DIW)  комплект Kaoru Abe  Live at Gaya, Vol. 1 - 10. И что? Ппосле всего этого  «обвала» дисков появились последователи, рецензии, биографические статьи ,книги об этом музыканте? Произошла «переоценка ценностей»? Перелистайте  наш джаз.ру  -  найдете хоть одно упоминание?

 

 

 

Или посмотрите allaboutjazz.com  (поверьте, авторитетный интернет-ресурс ( одноименная бумажная версия - отдельная тема) и сравните статистику Абэ и нашей недавней гостьи Satoko Fujii : при сравнимом количестве "лайков" (соответственно   555 и  647, об Абе  говорят (talk) 4, о Фудзи -74 юзера!

 

 

 

В общем. создается такое впечатление, что юзеры - это  чиновники какого-нибудь статистическогоуправления, при этом их единственная цель "уесть" кого-нибудь за что-нибудь .Как, Валерия Постернака за the Doors!

 

 

 

Да ведь Моррисон и впрямь - графоман в любом смысле слова - как автор "стихов" и  как любитель ими покрасоваться. И рок-музыка здесь  не при чем. Это совершенно разные  предметы, особенно в США!  Вот доказательство: во второй половине 1970-х я писал о поп (и рок)-поэзии диссертацию, и в Библиотеке иностранной литературы. попросил книгу его стихов, посмертно изданную. Так вот со дня ее поступления в Библиотеку, т.е. за несколько лет ее никто ни разу не востребовал!  А при этом, даже в специальных залах из коммунистических газет  ухитрялись вырезать фотографии Битлз, Бони М и Тома Джонса.. .

 

 

 

Ну а теперь,тот самый текст.который иначально был послан в colta.ru

 

 

 

 

 

 

 

Предварительные замечания:

 

 

 

Как известно, любое сравнение хромает. Вот пример из сравнительно недавней, но еще  советской истории. Группа музыковедов-социологов анкетирует студентов-гуманитариев МГУ, которые на вопрос о своем любимом музыкальном произведении в массе своей почти  единодушно называют «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского

 

 

 

- Как это расходится с нашими предыдущими  представлениями! - восторженно восклицают социологи-консерваторцы, – оказывается мы недооценивали нашу молодежь: в числе любимых называется далеко не самое  популярное классическое произведение!

 

 

 

Бедные, бедные консерваторцы! Им и невдомек, что к тому времени уже успела увидеть свет пластинка прог-рокового трио «Эмерсон, Лейк и Палмер» с музыкой Мусоргского, которая и ввела  это сочинение  в круг молодежных пристрастий. Добавим к этому, что в 1970-е годы «достать»  заграничную пластинку  было практически нереально;  музыка распространялась почти исключительно через магнитофонные записи - параллельно, в той же анкете  самым желанным предметом обладания в среде молодежи оставался магнитофон.

 

 

 

Далее. Я был свидетелем, как в те же 1970-е  годы, несколько студентов- музыкантов в общежитии включают радио - передают оригинал «Картинок с выставки». Компания дружно и в целом аргументировано критикует исполнителя, пока не выясняется, что это старая  радиозапись 1950-х годов, сделанная нашим известным пианистом,  и не признавать  этого «рыцаря без страха и упрека», считалось дурным тоном.

 

 

 

Соответственно, чтобы никого  не шокировать своими взглядами , выскажусь только по поводу джаза. (В частности,  приведенная выше история лишний раз подтверждает, насколько переоценена за счет социальной инерции именно система  исполнительства музыкальной классики).

 

 

 

Я бы подразделил недооцененных/переоцененных художников на три группы:

 

 

 

1/ практически не известные и  не оставившие после себя документации в виде – аудиозаписей, видео или нот. Из нашей истории – гитарист и вокалист  Владимир Яковлев (тяжело больной человек, лишь однажды, в 1968 году, публично показавшийся за пределами ресторанного быта с квартетом Алексея Козлова). И покойный красоярский пианист Борис Толстобоков, первый и единственный последовательный додекафонист в нашем джазе. Если бы не две пластинки «Сибирский джаз» ,изданные Алексеем Баташеым в 1988 году (и – тогда же - одно выступление на Семинаре по импровизации в новосбирском Академгородке), это имя вообще не вошло бы в нашу джазовую  истори (добавлено позже- Д.У.). Из мировой -  японский коллега Яковлева  гитарист Каору Абе, по счастью,  успевший записаться с Company британца Дерека Бэйли.

 

 

 

2/люди известные, но не тем, что стоило бы оценить по достоинству  – братья  Лундстрем как пропагандисты «третьего течения»  - в просторечии «симфоджаза» (от «Ноктюрнов» Кара Караева до сочинений Игоря Якушенко)

 

 

 

3/  хорошо  известные, даже популярные музыканты, но чей подлинный вклад считывается гораздо позднее, как в свое время гитариста Гранта Грина. Увы, ушедшие из жизни (как тот же Грант) или заново открытые (как Генри Граймс- см. ниже), они часто переходят в категорию переоцененных.

 

 

 

 

 

 

 

1.Недооцененные

 

 

 

Французский фри-джазовый пианист Франсуа Тюск (François Tusques), хоть и немного общавшийся в героические 1960-е с лидерами  немецкого фри-джаза,  но впоследствии  отгородившийся от международных кругов.  Тогда определенно был  намного  впереди  не только своих европейских коллег, но и большинства новаторов из Нового Света.

 

 

 

Чешский композитор Павел Блатни (Pavel Blatný). Его «Пассакалью» (первую часть Концерта для  для джаз-оркестра, до сих пор, кажется, не переизданного на  CD  даже у него на родине, в Чехии)  однажды сыграл сам Орнетт Коулмэн (Ornette Coleman) . Так, как Блатни,    наверняка  хотели быть сочинять, если бы у них была такая возможность,  все джазмены- члены официального Союза советских композиторов, и все западные джазовые композиторы, у которых такие возможности были, но часто по  причинам, далеким от искусства,  они оставались не реализованными. Кстати, и вполне академическая музыка Блатни заслуживает большего признания

 

 

 

Теперь, с выходом архивного тройного альбома Германа Лукьянова  «ДоКАДАНС» (лейбл Art Beat) можно  поверить в то, что наш джаз (в основном -  мэйнстрим), действительно, был could i have herpes значительно самостоятельнее, чем тот, каким он стал  к настоящему времени. Правда, все ошибаются, думая.что в первый и последний раз опубликовали на этом альбоме записи яобы сгинувшегов эмиграции легендарного рижского саксофониста-постколтрейниста  Вадима Вядро. Ничего подобного! В 1976 году  Вядро поучаствовал в записи единственной американской пластинки венского пианиста Германна Шебеля (Hermann Szobel)-  вот Шебеля (и Вядро)– в отличие от Каору Абэе – действительно, помнят – пластинка была несколько лет назад при справедливом ободрении критики и колелкционеров периздана (и.кстаити,фигурирует кое-где как Szobel-Vyadro).(Тоже позднее добавление).

 

 

 

Не-джазмен Абрам Юсфин (1926-2011) –  музыковед, этнограф, композитор, предвосхитивший «этническую» струю в мировой музыке (но профессионально интересовавшийся и рок-музыкой и джазом),  но главное -  Вольф Мессинг среди музыкантов.

 

 

 

Мульти-инструменталист и композитор, автор одного франкоязычного поп-хита, известный под псевдонимом Эррол Паркер (Errol Parker, настоящее имя   Raphaël Schecroun), алжирский музыкант, земляк, младший современник и вроде бы даже знакомый Альбера Камю. До сих пор, кажется, никто не сравнялся с ним в изысканной и сложной ритмике.

 

 

 

 

 

 

 

2. Переоцененнные

 

 

 

Все наши медиа-персоны, независимо от их реального вклада в искусство (особенно если они регулярно появляются на ТВ  в амплуа телеведущих).

 

 

 

Генри Граймс (Henry Grimes) – извлеченный из нищенского забвения снова под огни рампы  афроамериканский контрабасист эпохи расцвета фри-джаза 1960-х; Граймса   снова стали раскручивать, когда ему было уже под 70, но он уже был не способен  дотянуться до себя же, тридцатилетнего.

 

 

 

Многочисленная семья правоверных джазменов-новоорлеанцев по фамилии Марсалис (Marsalis), из которых никто давно уже не живет  в самом Новом Орлеане.

 

 

 

Страшно выговорить, но – сам  Майлз Дэйвис (Miles Davis),во многом, конечно,   не превзойденный король джаза, но в чем-то  –  из тех королей, кого делает отлично подобранная свита.

 

 

 

Саксофонист и композитор Леандро «Гато» Барбьери (Leandro ‘Gato’ Barbieri), популяризировавший саунд успевшего к тому времени погибнуть афроамериканца Альберта Айлера (Albert Ayler). Своей славой Барбьери обязан, в первую очередь,   музыке к фильму «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи (вообще-то планировался  другой аргентинец, тоже итальянского происхождения - Астор Пьяццола). За «Последним танго»  последовало   несколько   альбомов латиноамериканского  джаза 1973-74 гг под маркой Chapter One, Two,Three, Four … и всё! Остальные несколько десятков дисков  –  радийная поп-музыка, не достойная даже упоминания. Что подтверждается и  первой (в 78 лет!) попыткой сыграть стандарты в духе мэйнстрима (New York Meeting, 2010). А вообще, Барбьери уже за 80, дай  Бог ему  здоровья!

 

 

 

Дмитрий Ухов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 









Рекомендованные материалы


Стенгазета
20.12.2021
Музыка

Игра для своих

После исполнения музыканты и директор ансамбля Виктория Коршунова свободно беседуют, легко перекидываются шутками с Владимиром Ранневым. Всё это создаёт такую особую атмосферу, которую генерируют люди, собравшиеся поиграть в своё удовольствие, для себя и немного для публики. А как же молодые композиторы?

Стенгазета
18.10.2021
Музыка

Последние песни

Концерт Берга «Памяти ангела» считается одним из самых проникновенных произведений в скрипичном репертуаре. Он посвящен Манон Гропиус, рано умершей дочери экс-супруги композитора Альмы Малер и основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Скоропостижная смерть Берга превратила музыку Концерта в реквием не только по умершей девушке, но и по его автору.