29.10.2012 | Анимация
Путеводитель по БФМВ Москве начался Большой фестиваль мультфильмов. Рассказываем про 15 его самых интересных событий
Большой фестиваль мультфильмов, который уже в шестой раз пройдет в Москве, а потом поедет со своими программами по всей стране, с каждым годом становится все больше. Начиналось все с обычных кинопоказов для взрослых и детей: самая новая короткометражная анимация России и мира, плюс ретроспективы классиков. Теперь мультфильмы захватывают город: лекции и мастер-классы отечественных и зарубежных звезд, множество благотворительных детских программ по кинотеатрам на окраинах Москвы, в бывших заводских пространствах - гигантская Фабрика мультфильмов и удивительная интерактивная выставка «Герои анимации» (для тех, кто не знает: в этом году отечественная анимация празднует столетие), целых шесть полнометражных авторских мультфильмов самого разного свойства, для взрослых – ночные программы (в частности, одна из них посвящена Хэллоуину), для детей – утренник детских мультсериалов с бесплатным какао с булочкой, а из самого нового – учебный Anima Campus, где студенты европейских киношкол вместе с нашими будут несколько дней снимать кино, которое покажут на закрытии БФМ.
.
Ролик БФМ в этом году снял Алексей Алексеев – русско-венгерский режиссер, в последние годы прославившийся короткометражками про лесной джаз-бэнд для канала Cartoon Network
1. ЭРНЕСТ И СЕЛЕСТИНА / ERNEST & CELESTINE / ERNEST ET CÉLESTINE
режиссер: Стефан Обье, Венсан Патар, Бенжамен Реннер / Stéphane Aubier, Vincent Patar, Benjamin Renner, Les Armateurs, Maybe Movies, Studio Canal, France 3 Cinema, La Parti Production, Melusine Productions, RTBF, Франция, Бельгия, 2012, 89 мин
и
МОРЩИНКИ / WRINKLES / ARRUGAS
режиссер: Игнасио Феррерас / Ignacio Ferreras, Perro Verde Films, Испания, 2011, 89 мин, 2D-компьютерная анимация
В этом году и на открытии, и закрытии фестиваля покажут полнометражные фильмы. Причем, на открытии будет прелестная детская картина из Франции, которую зрители еще нигде в мире не видели – «Эрнест и Селестина», по известной французской книжке о дружбе богемного медведя с доверчивой мышкой. Фестивальные отклики об этом фильме самые восторженные и, глядя на легкую, ироничную графику в трейлере, им хочется верить. А на закрытии покажут испанские «Морщинки» Игнасио Феррераса – уже не для детей, хоть ничего запретного в ней нет. Это отличная история о доме престарелых, снятая по одноименному графическому роману Пако Рока, - драматическая, сентиментальная и смешная. В ней нет ничего, что требовало бы анимационных средств – никакой специальной оптики, никакой иррациональности, метаморфоз и волшебства. Это просто грустная повесть о стариках, об одиночестве, поздней дружбе и о настигающем Альцгеймере.
2. КРУЛИК: ДОРОГА В ЗАГРОБНУЮ ЖИЗНЬ / CRULIC – THE PATH TO BEYOND / CRULIC – DRUMUL SPRE DINCOLO
режиссер: Анка Дамиан / Anca Damian, Aparte Film, Румыния, Польша, 2011, 73 мин
Еще один полнометражный фильм в фестивальной программе, во многих отношениях выдающийся. Документальная анимация «Крулик - дорога в загробную жизнь» румынки Анки Домиан рассказывает о молодом румыне Клудио Крулике, несправедливо обвиненном в воровстве на территории Польши и умершем в результате голодовки протеста против чиновничьего безразличия. Румынским дипломатам умирающий парень был так же неинтересен, как и польскому правосудию. Очень сильное, анимационно изобретательное кино выглядит почти сухой хроникой, рассказ о жизни Крулика с самых детских лет идет от его собственного лица – то есть от лица умершего, без пафоса, почти бесстрастно, но оттого особенно пронзительно. Это образцовое расследование, сделанное средствами искусства. Думаю, что в сегодняшней российской ситуации, где судебная машина вот так же хватает и убивает невинных людей, этот фильм смотрелся бы особенно актуально.
3. Премьеры.
1.«Отдохни!», 80 мин, от 16 лет, 2. «Зеленые зубы», 78 мин, от 8 лет
«Премьеры» - один из главных программных блоков на БФМ – это лучшие российские фильмы, снятые за последний год. В последние несколько лет наша анимация жила на голодном пайке, так что программ набралось всего две, причем одна из них более детская, а вторую можно смотреть с 14 лет. По причине того же самого безденежья работ знаменитых мастеров в этом году не очень много. Тем не менее, особо рекомендую абсурдистские «крохотки» Алексея Алексеева о русских классиках, о младенцах в роддомах, и тем более – музыкальные программные перебивки для канала Cartoon Network. Кроме того, советую только что взявшее главный приз фестиваля в Варне задумчивое рисованное кино Андрея Ушакова «Мать и сын» о том, как старушку везли из сельской избушки в город. Увенчанного всевозможными наградами «Чинти» Натальи Мирзоян – нарисованный сухим чаем фильм о мечтательном муравье. И совсем свежую нежную ленту о детстве Нины Бисяриной «При выходе не забывайте свои вещи…», где девочка теряет игрушечного зайца. Мастеров мало, зато в этом году особенно много талантливых дебютантов и ярких независимых фильмов, сделанных для интернета (например, у интернет-звезды Андрея Бахурина в программе целых три фильма, причем каждый из них пародирует свой кино-жанр).
«Поездка к морю» - прошлый фильм Нины Бисяриной из Екатеринбурга
Интернет-хит Натальи Мирзоян из Петербурга Take a rest! из текущей программы
4. Победители.
1. «Узы сна», 76 мин, от 16 лет. 2. «Вжик», 74 мин, от 16 лет, 3. «Гордость фламинго», 82 мин, от 16 лет 4. «Секонд-хенд», 76 мин, от 16 лет
Второй центральный программный блок фестиваля, куда входят зарубежные мультфильмы, взявшие за последний год самые солидные призы на международных фестивалях. Четыре подборки, все рассчитанные на взрослых – невероятно разнообразные по жанрам, настроению, техникам. Ударных фильмов тут очень много: например, издевательская симуляция научно-популярного кино «Мозговая центрифуга», где рассказывается о том, что якобы есть исследования, которые показывают, что во время сильного вращения мозги работают гораздо интенсивнее. И что будто бы ради опытов в этой области были построены гигантские парки развлечений. Или полукукольная-полуигровая словацкая картина «Последний автобус», где антропоморфные звери на последнем автобусе бегут из леса перед началом охотничьего сезона, как беженцы в начале войны. Кстати, при выдвижении этого фильма на крупные премии были большие сложности: аниматоры от него открещивались так же, как игровики. Все точно запомнят финский парадоксальный фильм «Роение» о мальчике, которого съели насекомые – полный мрачного юмора и страшноватой изобретательности, и в то же время нарядный, как детская книжка. И «Виллу Антропофф» - карикатуру на бандитские разобрки 90-х на бывшей вилле Андропова в Пярну, которую теперь арендуют под свадьбы. Или еще одно анимационное мокьюментари – «Создание длинной птицы», главные герои которого – сам режиссер и его персонаж Длинная птица, якобы придуманный на заре ХХ века пионером российской анимации Фелтовым (такого никогда не было). И, конечно, фаворит - удивительное «пушистое» кино «О, Уилли!» - грустный фильм о немолодом инфантиле, из-за смерти матери вернувшемся в нудистскую коммуну, где прошло его детство, и не выдержавшим тяжести сиротства. Все в этой картине сделано из войлока и других пушистых материалов, что добавляет теплоты и без того пронзительной истории.
«О, Уилли» трейлер
5. Молодая российская анимация.
1. «Умба-Умба» , 59 мин, от 10 лет . 2. «Девушка с острова Пасхи» , 69 мин, от 16 лет
Надо честно сказать, что как бы мы ни жаловались на беды отечественной анимации, выпускники немночисленных российских киношкол последних нескольких лет – это настоящее поколение надежды. В этом году из лучших студенческих (курсовых и дипломных) работ сложилось целых две программы. Лидирует Москва – ВГИК и школа-студия ШАР. Тут есть настоящие хиты, делающие честь самым солидным фестивалям: чудесная силуэтная шахтерская история «Умба-Умба», «Костя» - про приключения веселого скелета, кукольный «Мой странный дедушка» про деда-фантазера, «Пишто уезжает» про раздражительного кота, которому надоела деревня. Снятый с помощью кофейного порошка «Последний глоток» о пилоте, разбившем самолет в пустыне. В программе есть даже абсурдистский фильм «Помидоры» совсем юной выпускницы московского анимационного колледжа и несколько работ второкурсников. Ну а энергичные фильмы питерских выпускников университета кино и телевидения (как лихой вестерн «Крутой Джо» про город яиц) обещают развитие отличной жанровой анимации.
-SO CLOSE - Клип на песню группы In a Nutshell с альбома Jatinga выпускника ВГИКа Филиппа Ярина
6. «Это могла быть я» - ретроспектива Михаэлы Повлатовой
Павлатова, имеющая множество самых престижных фестивальных призов, номинацию на Оскар и славу одного из самых знаменитых чешских режиссеров, приедет на фестиваль и после своей ретроспективы встретится со зрителями. Это наверняка будет интересно – Павлатову в анимационном мире знают, как женщину умную, острую, ироничную, да и ее фильмы – не только звездные «Слова, слова, слова» и «Повторение», но и другие, так же чаще всего касающиеся взаимоотношений между людьми, - дают много поводов для разговора. Сейчас в фестивальном мире на Павлатову особенно большой спрос: ее последняя картина «Трамвай» про музыкально-эротические фантазии вагоновожатой, буквально взорвала летние фестивали, получив Гран-при в Аннеси и много других наград. Надо сказать, сама Павлатова, всегда снимавшая остроумные, но весьма сложные и глубокие картины, была смущена успехом, выпавшем этому простодушному, но невероятно лихому и очень смешному фильму. Она рассказывала, что изначально «Трамвай» был не авторским, а заказным фильмом. Дело в том, что планировался большой международный проект - игровой фильм о женских сексуальных фантазиях. И ему было решено предпослать маленькое анимационное вступление, сделать которое пригласили Павлатову. Ее картину продюсировала французская студия Sacrebleu, много работающая с иностранцами. Но в результате получилось так, что игровой фильм сделан не был, и анимационное вступление зажило собственной жизнью.
Тизер Трамвая -
7.«Умереть от любви» - ретроспектива Гила АлкабецаГил Алкабец – еще один знаменитый гость БФМ нынешнего года. Остроумец и парадоксалист Алкабец, переехавший в Германию из Израиля, прославился благодаря насмешливой и сентиментальной истории о супружеской измене, увиденной глазами двух попугаев – «Умереть от любви». Было это не так давно – 8 лет назад. Вообще, Алкабец – мастер анимационных парадоксов, умеющий видеть вещи с неожиданной стороны. Стоит только увидеть, как он решает классическую задачку о волке, овце и капусте в фильме «Рубикон» или детский фильм об обидчивом солнце «Солнечный день», как это становится понятно. Его последний фильм – «Таймкод Да Винчи – ожившая картина» (заголовок пародирует название бестселлера Дэна Брауна) был не так восторженно встречен публикой, ждавшей от режиссера смешных историй. Но на самом деле это кино, где оживает “Тайная Вечеря» Леонардо Да Винчи, стоит того, чтобы его показывать в университетах студентам-искусствоведам. С помощью одного лишь звука и монтажа фрагментов картины, ничего в ней не меняя, Алкабец наполняет этот фильм движением множества людей, собравшихся на ужин, мы видим, как они переговариваются, тянутся к блюдам, едят, а потом все замолкают, слушая Христа.
8. Ретроспектива Гарри Бардина1. «Летучий корабль», 74 мин, от 8 лет. 2. «Выкрутасы», 82 мин, от 12 лет, 3. «Чуча» 83 мин, от 6 лет, 4. «Гадкий утенок» 75 мин, от 8 лет
В программном блоке звезд анимации «Имена» Гарри Бардин – единственный отечественный участник. Объяснять, кто он такой, вряд ли нужно, но увидеть его короткометражки на большом экране случается редко, так что этой возможностью, как и возможностью послушать рассказы режиссера и увидеть его кукол – стоит воспользоваться. На БФМ ретроспектива Бардина практически полная, тут все, что сам режиссер предложил включить в свое «собрание сочинений» - 4 подборки. Особенно стоит сходить на первые две с короткометражными мульт-притчами, сделанными из спичек, веревок, проволоки, бумаги и, конечно, пластилина.
«Выкрутасы»
9.Немые мультфильмы — живая музыка
Немые кинофильмы под живую музыку в последнее время показывают нередко, а с мультфильмами – дело другое. Но поскольку на дворе – столетие российской анимации, решили устроить такой концерт-показ анимационного архива из Госфильмофонда. Подборку немых мультфильмов, многие из которых еще не так давно считались утерянными, начнет фильм пионера российской анимации Владислава Старевича «Рождество обитателей леса», эту кукольную картину режиссер снял в том же 1912-м году, что и «Перекрасную Люканиду» из жизни насекомых, от первого публичного показа которой ведет отсчет век русской анимации. Остальные фильмы программы относятся к 20-м годам: и две сатирические картины Александра Бушкина — антиалкогольная и пародирующая ковбойские сериалы. И фильмы Николая и Ольги Ходатаевых на «женскую» тему — сатира на западную систему «звезд» и о положении советских сельских женщин, и отечественная версия похождения Мюнхгаузена Даниила Черкеса. Сопровождать фильмы своей сумасшедшей музыкой будет специально приглашенный из Таллина бэнд «Криминальный слон» под руководством Каспара Янциса - музыканта, певца, композитора, а вместе с тем известного эстонского режиссера мультфильмов. Кстати, в программе «Победители» будет фильм Янциса «Вилла Антропофф».
10.Фабрика мультфильмов
В бывшем цеху бывшей фабрики технических бумаг, где теперь располагается культурный центр «Проект Фабрика», выстроен из картона и раскрашен молодыми художниками целый завод по производству анимации. В этом году в нем будет 20 цехов – на 6 больше, чем в прошлом. В каждом из цехов молодые режиссеры и художники, студенты и выпускники киношкол, будут в течение трех дней вместе с детьми и взрослыми снимать мультфильмы во всевозможных техниках: из пластилина, песка, кукол, из бумаги и макарон, будут рисовать в компьютере и озвучивать мультфильмы, делать суперсовременную трехмерную анимацию и оптические игрушки, с которых начинались мультфильмы. Кроме участия в анимационном производстве, здесь можно будет и отдохнуть, глядя мультфильмы, что-нибудь перекусить и купить анимационные книжки, диски и игрушки. Там же пройдет выставка художников студии МетрономФильм и презентации всяких новых анимационных проектов. Обратите внимание: среди мастеров Фабрики мультфильмов есть без пяти минут знаменитости, собственные фильмы которых участвуют в студенческой программе или «Премьерах», можно будет заодно обсудить фильм и попросить автограф.
Фильм «Композитор» Георгий Богуславский и Василий Чирков сняли вместе с детьми на Фабрике мультфильмов прошлого года. (В программе Школы можно увидеть дипломный фильм Богуславского «Последний глоток», а Чирков снимает свой дебютный фильм сейчас).
11. Детская программа
1. «Зимой и летом», 62 мин, от 4 лет. 2. «Звери и птицы», 64 мин, от 8 лет. 3. «Сказки и фантазии», 61 мин, от 8 лет
Три подборки детских мультфильмов, снятые российскими режиссерами за последние 10 лет, будут показывать по всей Москве, прежде всего, в сети детских кинотеатров на окраинах, причем, тут совершенно бесплатно. Эти фильмы – хиты детской анимации последнего времени, большинство из них снято нашими лучшими режиссерами и имеют солидный список фестивальных наград. Тут и прелестный кукольный фильм «Желтухин» по рассказу Алексея Толстого, озвученный всеми поколениями семейства Олега Табакова, и два музыкальных фильма Алексея Демина, в частности, получившие «Нику» «Кошки под дождем» по милой, непритязательной песенке Софьи Милькиной, жены Михаила Швейцера. И минималистский «Воробей, который не умел летать» Леона Эстрина про птенца, который вместо того, чтобы полететь, танцевал ирландские танцы. И трогательный «Пудя» Софьи Кравцовой по рассказу Житкова о мальчике, сделавшем себе собачку из куска меха. И отличная сказка «Маленькая Василиса» Дарины Шмитд нарисованная будто бы в лоскутной технике. И нежное «Эскимо» Юлии Ароновой про мечтательного циркового пингвина, убежавшего на север. Кстати, детям на этих программах предстоит голосовать за лучший фильм и участвовать в конкурсе на лучшую рецензию.
«Про меня» - дипломный фильм Марии Сосниной по рассказу Ксении Драгунской
Это ответ тем, кто говорит, что сегодняшняя российская анимация слишком традиционна и никакого эксперимента в ней не бывает. Выяснилось, что бывает, но только поиски нового и провокации в этой области чаще всего случаются на «чужом поле» - в галерейных работах видеоартистов, использующих анимационные технологии. В подборку попали работы очень разного характера: есть вполне формальные опыты в суперзамедленном ритме, превращающем видеоизображение в едва меняющуюся живопись, есть стремительный экшн, абстрактное «порно» и пародии (как набор «Трофейных фильмов» Ольги и Александра Флоренских).
Фильм питерского художника Бориса Казакова «Колы» - нарисован и процарапан прямо по пленке с фильмом, причем исходная картина – «Серебряные головы» «параллельщика» и «некрореалиста» Евгения Юфита
13.Жанры, 85 мин, от 14 лет
Специально для тех, кто не хочет напрягаться, а хочет просто отдохнуть, глядя мультфильмы, собрана программа «зрительского кино» - смешные, сентиментальные и приключенческие истории, снятые за последние три года. Больше всего, конечно, анекдотов, вроде «Саги о Бьорне» про старого викинга, который хочет умереть в бою, чтобы добраться до Валхаллы, где идет вечный праздник воинов, но оказывается, что умереть совсем не просто. Или «Капитана Великолепного», где супергерою мешает совершать подвиги расстройство желудка.
«В опере» - короткая шутка самого известного сегодня аргентинского режиссера Хуана Пабло Зарамелла <
99 мин, от 18 лет
В этой программе, понятное дело, речь идет главным образом про мертвецов, могилы, монстров и прочие ужасы. Но чаще всего это комедии, причем, иногда очень смешные. Есть, например, в этой программе кукольное приношение Тиму Бертону, и прежде всего его раннему фильму «Винсент», влюбленному в готические ужасы. Особенно знаменит в этой программе несколько лет назад номинированный на «Оскара» британский фильм «Крышкой вверх» о том, как гробовщики пытались доставить гроб с телом старой дамы к могиле.
Это программа стереоскопической короткометражной мультипликации, составленная главным образом из фильмов, снятых в Канаде под руководством продюсера и знатока стереокино Марка Бертрана (он тоже приедет на фестиваль и прочтет две лекции). Удивительные возможности новых стереотехнологий особенно наглядны в тех фильмах, которые мы знаем по плоскостным версиям. Как, например, легкий и наивный клип на песню Falling in Love Again – в стерео варианте от полетов и падений влюбленных просто захватывает дух. Еще одно технологическое чудо – фильм, в основе которого современный танец, снятый с использованием стереоскопической термографии, меняющей изображение в зависимости от тепла движущегося тела. А для нас особенно интересно превращение, которое произошло с беспредметным фильмом Теодора Ушева «Башня Бохер», использующем изобразительные мотивы русского конструктивизма. Когда авангардные конструкции вращаются и летят «в объеме», это дает фильму новое качество.
«Башня Бохер» Теодора Ушева
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.