США, 2012
21.09.2012 | Кино
Любовь втроем до гробаОливер Стоун решил доказать, что способен конкурировать с Тарантино
Режиссер Оливер Стоун известен как социальный реалист с левыми убеждениями, создатель кинопортретов крупных политиков (Никсона, Буша-младшего, Кастро, даже Александра Македонского) и серьезных социально-политических драм про войну во Вьетнаме, цинизм Уолл-стрит и т.д.
Но иногда его заносит — ему начинает хотеться, задрав штаны, бежать за комсомолом: делать кино, которое снится Тарантино и Родригесу.
Так он снял «Прирожденных убийц» по сценарию Тарантино, переполненный черным юмором «Поворот» и теперь «Особо опасных», которые сегодня выходят в наш прокат с рейтингом 18+.
Заметим, что еще одна картина этой недели, пятая часть «Обители зла», получила у нас прокатный рейтинг «только для лиц старше 18». Наши киночиновники трусят и перестраховываются. По прокатным ограничениям Россия начинает превосходить пуританскую Америку, где и «Особо опасны», и пятая «Обитель зла» удостоились всего лишь индекса R — тоже строгого, но более мягкого, означающего, что лицам до 17 обязательно сопровождение взрослого.
О чем это.
О счастливой молодой семье, обитающей в райском уголке Калифорнии Лагуна-Бич. Первые минут двадцать фильм напоминает рекламные ролики туристических компаний.
Семья, однако, необычная, полушведская, поскольку в ней сразу два парня и только одна девушка, которую парни без всякой ревности делят между собой (по очереди, втроем в постель не ложатся). Кроме того, необычен бизнес, которым с огромной выгодой промышляют герои, — они выращивают лучшую в мире марихуану. Один, гениальный ботаник, отвечает за производство, второй, бывший морпех, — за охрану. Бизнес честный, приятный, ничем не хуже других. Причем полезный для общества: марихуана помогает больным при химиотерапии, а на вырученные деньги ботаник основал благотворительный фонд, помогающий нищим в Африке и Азии.
Но тут возникает мексиканский наркокартель, которым заправляют люди с совсем иной психологией — убийц. Нет, он вроде бы не хочет отнять бизнес у героев фильма, но жаждет контролировать сбыт, а также перенять технологию изготовления самой лучшей марихуаны. Молодые люди не желают связываться с бандитами, решают на время исчезнуть из страны. Тогда картель похищает их единственную любимую девушку. В результате садистски убитых в фильме не перечесть.
Если бы не секс и садизм, то «Особо опасных» можно было бы назвать современной версией «Буча Кэссиди и Санденса Кида» (где тоже действовали двое друзей и девушка).
Впрочем, сопоставлению мешают еще и актеры. Честно сказать, мне не очень нравится вся молодая троица, хотя режиссер Стоун от нее в восторге и актеры уже известны: Тейлор Китч, Аарон Джонсон (вскоре увидим его в роли Вронского в «Анне Карениной» с Кирой Найтли) и Блейк Лайвли — дурацкое имя для актрисы.
Зато в фильме есть три другие — воистину роскошные — роли, сыгранные знаменитостями и достойные оскаровских номинаций. Сальма Хайек (на экране, увы, заметно, что она уже не первой молодости) изображает жестокую владелицу мексиканского картеля. Бенисио Дель Торо — ее помощника-палача, подлеца и двурушника. А Джон Траволта (лучшая роль в фильме) — покоцанного жизнью агента отдела по борьбе с наркотиками, взяточника, которого, как выяснится, толкают на нечестность беды в его семье.
Исчезновение Умы. Любопытно, что в «Особо опасных» планировалась четвертая (наряду с работами Хайек, Бенисио Дель Торо и Траволты) звездная роль. В роли матери главной героини снялась Ума Термен, которую у нас упорно величают Турман, словно она породистый голубь. Был снят огромный эпизод общения молодой героини с матерью, но в итоге Стоун решил, что он утяжеляет действие, — и бедную Уму вырезал. При этом ее имя по-прежнему значится во многих справочных материалах к фильму. Но персонаж Умы сохранился в «Особо опасных» лишь в виде телефонной трубки — молодая героиня иногда обменивается с матерью sms.
Что в этом особенного.
Но Стоун все-таки не Тарантино. Если Тарантино увлекают прежде всего необычные герои и ситуации, интересуют люди, ведущие себя так, словно они персонажи массовой культуры, то Стоуна даже в фильме, похожем на тарантиновский, волнуют прежде всего социальные проблемы. Это фильм о том, как корпорации, даже в наркобизнесе, подминают под себя талантливых одиночек, и товары для общества (а заодно и все общество) становятся все более унифицированными.
Это фильм о том (после просмотра такой вывод не сделаешь, но почитайте комментарии Стоуна, который, между прочим, выступает за легализацию марихуаны), что мафиозный бизнес на марихуане содействует криминализации общества, регулярным убийствам, а Мексику довел до ручки (как говорит Стоун, многие еще недавно приветливые мексиканские города превратились в арену бойни).
Конечно, Стоун не Тарантино еще и потому, что во всех своих фильмах остается моралистом — чрезмерная моралистичность, когда тебе десятки раз повторяют, что дважды два — четыре и стрелять в людей нехорошо (а то мы не знаем), погубила его «Прирожденных убийц». Моралистичность «Особо опасных» в том, что если люди занимаются нелегальным наркобизнесом, то какими бы белыми и пушистыми они ни желали остаться, ничего не выйдет. Криминальный бизнес превращает цивилизованных людей в дикарей-убийц (кстати, оригинальное название фильма именно Savages, то бишь дикари, варвары).
Еще это фильм на тему, которую наиболее прозорливо развил знаменитый французский триллер 2000-х режиссера Жака Одияра «Читай по губам»: на что, на какие жертвы и какое варварство способен пойти человек ради того, что ему дорого. В данном случае — ради спасения любимой девушки. Ответ: человек способен пойти на все.
Ударный эпизод.
Две длинные альтернативные сцены финальной разборки. Одна — скверная для всех ее участников. Другая — благостная и позитивная. Какая из них реальность, а какая фантазия (возможно, посмертная) либо наркотический глюк — решать зрителю. Речь в данном случае о фантазии (или глюке) главной героини, от лица которой периодически ведется рассказ. Стоун запутывает ситуацию тем, что героиня пару раз повторяет: хотя вы слышите мой голос, я, возможно, уже умерла.
Наш вариант рекламного слогана. Не смей выращивать марихуану. Лучше иди работать простым чиновником в департамент кино Министерства культуры РФ и присваивай фильмам прокатные рейтинги.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.