Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

02.07.2012 | Анимация

Все для покупателя

Во французском городе Аннеси открылся главный европейский фестиваль анимации

   

Главный международный анимационный фестиваль Европы –  Аннеси - открылся на следующий день после закрытия фестиваля в Загребе. Небольшая часть программы хорватского феста, в том числе многие его победители,  показывают и в конкурсе Аннеси, но контекст настолько изменился, что кажется, будто загребским лауреатам здесь не на что рассчитывать.

Фестиваль шумно открывали премьерой полнометражной картины «Магазин самоубийств», снятой Патрисом Леконтом - известным режиссером игровых фильмов, нынче такое случается все чаще.

Бесхитростный полумюзикл  по одноименной книге Жана Теле соединил европейский подход к коммерческому кино с американским. Сюжет строился на том, что в некоем унылом и вечно дождливом городе, жители которого беспрестанно стремятся  свести счеты с жизнью и буквально как осенние яблоки падают с крыш небоскребов, есть маленький, но весьма успешный семейный бизнес – магазинчик для самоубийц. Тут папаша расхваливает свой товар – нервущиеся веревки для висельников, яды в подарочных упаковках, самурайские сабли для сеппуку, грузы для утопленников, смертельный газ, бритвы для резанья вен и др., - в приемах современной торговой рекламы. Есть товар для женщин и для мужчин, для молодых и старых, брутальных и робких. Товар не дешевый, но «там, куда вы собираетесь, деньги не нужны», а нищему покупателю совершенно бесплатно выдают пластиковый пакет на голову. Так вот в этом семействе, старающемся выглядеть как можно мрачнее и никогда не говорящем покупателям «до свиданья», а только «прощайте», рождается развеселый третий ребенок, совершенно не любящий смерть и становящийся угрозой семейному бизнесу.  Сюжет невозможный для американского семейного кино и полный чисто французских шуточек, разрешается вполне в американском духе: под влиянием доброго и радостного мальчика семейство полностью перевоспитывается и на месте магазинчика для самоубийств открывается популярная блинная. А выразительная и гротескная французская графика соединяется с совсем не нужными тут, но модными стереоэффектами, раскладывающими двухмерный рисунок на уходящие в глубину плоские слои. Этого хочет покупатель, а французская анимация – одна из сильнейших в мире, но во мнении зрителей уступающая американской, - хочет победить соперников, не отказываясь от себя.

Две короткометражки, которыми на церемонии открытия фестиваля предваряли «Магазин самоубийств», в сущности, говорили о том же: смотр в Аннеси, включающий в себя главный анимационный рынок мира, балансируя между авторским и коммерческим кино, все больше смотрит в сторону продукта, который лучше продается. Два короткометражных американских фильма арт-директор Аннеси Серж Бромберг представлял как затравку главной тематической спецпрограммы нынешнего фестиваля, названной «Любовь, разлитая в воздухе». 

Первой картиной был неожиданный микс: независимый режиссер Билл Плимптон снял собственную серию Симпсонов, соединившую симпсоновский бодрый прямолинейный дизайн желтых героев и эскизное «ручное» плимптоновское рисование, правда без его обычных бешеных метаморфоз. Зато сюжет о том, как юный Симпсон влюбился в диван,  целовался с ним на заднем ряду кинотеатра, и, презирая чужие толки (как влюбленный в негритянку в расистском обществе), всюду таскал эту тахту с собой, а потом изменил ей с женщиной - был вполне в плимптоновском духе. Стоило видеть, как потом брошенная тахта лила слезы за окном церкви на свадьбе героя, как она стояла у него под дверью с прижитым младенцем-креслицем, как, пытаясь заработать, танцевала вокруг шеста и нищенствовала на улице с табличкой: «Посидеть – 5 долларов». И только когда безутешную бывшую возлюбленную оторвали от ребенка и бросили в пасть машины по переработке вторсырья, Симпсон одумался, спас ее вместе с ребенком и теперь диванная пара счастливо живет в гостиной с новой семьей героя.

Второй фильм о любви – короткометражка «Бумажный человек» диснеевской студии - и вовсе примитивная история для чувствительных девушек о том, как случайно встретившиеся по дороге на работу и тут же потерявшие друг друга юноша и девушка (оба – менеджеры с кипами бумаг) потом смогли соединиться в большом городе. Им помогли тысячи сложенных из деловых документов самолетиков, которые запускал влюбленный парень, увидевший потерянную красавицу в окне офиса напротив. Этот фильм, хоть и черно-белый, как любят европейцы, но вполне соответствующий обычному диснеевскому дизайну с застенчивой большеглазой красоткой вроде Русалочки, тоже полагалось смотреть в стерео очках, но  тут трехмерный эффект был несколько более оправдан полетами. Ну и, конечно, этот фильм был особенно уместен на открытии фестиваля, одним из главных символов которого уже давно стали бумажные самолетики, которые тысячный зал, полный студентов европейских киношкол, перед всеми сеансами пускает в экран.

Надо сказать, в одной из трех спецпрограмм о любви, самой романтической, с названием «Утонченная любовь», есть и два российских фильма, многократно награжденных на мировых фестивалях и несколько лет назад номинированных на «Оскар». «Моя любовь» Александра Петрова и «Уборная история – любовная история» Константина Бронзита. А в самом конкурсе Аннеси в этом году русских очень мало. В главном конкурсе только «Чинти»  петербургского режиссера Натальи Мирзоян, изобретательно снятая с помощью разных сортов чая трогательная сказка об одержимом красотой муравье, всю свою жизнь строившем из всякой дряни свой Тадж Махал у подножия настоящего. Этим фильмом открыли конкурсный показ второго дня фестиваля. Вне конкурса покажут «Вне игры» Ивана Максимова - грустную  историю о жестоких, как дети, старых игрушках. И еще в студенческом конкурсе есть один наш фильм – «Костя» выпускника московской школы-студии ШАР Антона Дьякова, -  забавное кино о веселом скелете, из-за своей доброты ставшем, в конце концов, птичьим гнездом.

Несмотря на то, что российских участников фестиваля немного, присутствие России в Аннеси в этом году ожидается большим, чем когда-либо. Дело в том, что недавно создана отечественная Ассоциация анимационного кино, одна из задач которой – представлять наши мультфильмы за рубежом, поскольку ни одна из российских студий не имеет такого количества фильмов, чтобы предоставить иностранным продюсерам пакет, который мог бы их заинтересовать. Только объединившись, наши студии могут представлять интерес для солидных иностранных телеканалов и дистрибуторов. Так что в этом году впервые российское кино будет иметь на MIFA - кинорынке Аннеси - собственный большой павильон, а 7-го июня тут намечен особый русский день. Его девиз «Присоединись к празднованию нашего потрясающего прошлого и яркого будущего». Понятно, что в настоящем нам праздновать нечего.



Источник: "Московские новости", 7 июня 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета

Звездные войны и шутки про нацистов

«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.


VR, кошмар и коронаапокалипсис

Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.