Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.06.2012 | Кино

Чужая родня

«Прометей» Ридли Скотта не только предыстория «Чужих»

Вышедшего на экраны «Прометея» Ридли Скотта заранее объявили приквелом к «Чужим». То есть фильмом-предысторией, объясняющим, откуда взялись самые известные в мировом кино космические твари. Классических фильмов про «Чужих» (без учета халтуры), напомним, четыре. Все они сделаны настоящими режиссерами-художниками, пусть и творящими массовое кино. Первого «Чужого» снял в 1979-м именно Ридли Скотт, потом эстафету у него подхватили Джеймс Кэмерон, Дэвид Финчер и Жан-Пьер Жене.

Приходилось слышать, будто единственная новизна в «Прометее» по сравнению с «Чужими» и вообще всеми фильмами про битвы с космическими тараканами — это формат 3D. Дескать, самому Скотту путешествия его персонажей по таящим неведомую угрозу подземным инопланетным тоннелям, сто раз виденные в фантастике, показались режиссерской и дизайнерской находкой только потому, что он увидел и персонажей, и их бронемашины, и стены тоннелей в объемном виде.

Не знаю, что там увидел Скотт, поскольку при своей нелюбви к 3D предпочел зал с обычной плоской 2D-проекцией, — хорошо, что мультиплексы предоставляют выбор. Так что буду говорить не о визуальных эффектах фильма, а о сути.

Ну что, действительно «Прометей» сотворен по законам приквела, которые мало отличаются от закона сиквела — фильма-продолжения. В обоих случаях действие должно напоминать публике о том, что она уже видела раньше. Как и в двух первых «Чужих», космическая экспедиция высаживается на незнакомой планете (действие происходит раньше, чем в прочих «Чужих», — в конце XXI века). Ее цель — исследовательская. Благодаря новым находкам древних наскальных рисунков в самых разных точках земли ученые в сто первый раз пришли к мнению, что человеческую расу сотворили инопланетяне. В фильме их именуют Создатели. И разыскать их можно именно на этой планете.

Дальше, как в прочих «Чужих», люди прутся по лабиринтам неведомой планеты, не подозревая, какая гадость их поджидает в темноте. Среди них, по обычаю, есть женщина, которая в традициях «Чужих» останется жива. И есть некто, кто заранее осведомлен об этой гадости, о путях ее размножения и развития и имеет тайный умысел внедрить гадость, то бишь Чужих, на космический корабль. Откуда этот персонаж все знает, загадка, на которую фильм ответа не дает, и явно умышленно. Он ведь не может знать: с Чужими (в «Чужом» Ридли Скотта 1979 года) люди впервые столкнутся только годы спустя! К тому же способы размножения Чужих оказываются в «Прометее» прежде невиданными. Человека можно заразить, добавив ему в стакан каплю какой-то жидкости из тоннелей. Зараженный способен оплодотворить Чужим свою любимую. Новость на новости! Но шпион в команде знает и про это.

У всех приквелов есть фатальный порок. Фильма не видел, а финал знаешь.

Четвертый «Терминатор» (который формально не приквел, а на деле именно приквел к самому первому) завершается явлением плохого киборга, получеловека-полуробота с физиономией Шварценеггера, который и был в первом «Терминаторе» заслан из будущего назло всем нам. «Прометей» завершается первым появлением Чужого. Ридли Скотт, очевидно, понимал ограниченность приквелов. Поэтому «Прометей» не только приквел, но и самостоятельный фильм с двумя новыми линиями.

Первая — линия Создателей, гигантских человекоподобных существ с голым черепом, чье ДНК соответствует нашему. Персонажи фильма постепенно приходят к убеждению, что планета, куда они попали (либо куда их умышленно заманили наскальными рисунками), — не родная для Создателей. Это планета-лаборатория, где те изобретали некое ходячее биологическое оружие (как вы уже догадались, Чужих) с целью заслать его на землю. Вопрос, которым задаются персонажи: «Отчего Создатели, если нас сотворили, решили потом уничтожить?» Наверное, подумает интеллигентный зритель, они разочаровались в нас из-за нашей жестокости, наших войн и т.д. Но меня по ходу фильма больше волновал другой вопрос: отчего сами Создатели выглядят такими неприятными — похожими на клоны? Предпочитающими в дизайне своих скафандров, кораблей имперский стиль, помпезное нагромождение металла и прочие тоталитарные архитектурные излишества? Почему единственный живой Создатель, с которым сталкиваются персонажи, ведет себя как опытный убийца?

Возникает парадоксальный вопрос: может, Чужие, вырвавшись из-под контроля на базе по их выведению и уничтожив там Создателей, невольно оказали людям большую услугу?

Вторая линия — уже упомянутого «засланного казачка», имя которого раскрывать не станем, хотя он проявляет себя довольно быстро. Одна из его странностей в том, что он, очевидно, гораздо более развит, в том числе эмоционально, чем его, казалось бы, более совершенные собратья, которые появятся лишь в будущем — в предыдущих сериях «Чужих».

Эти две линии позволяют сделать продолжения «Прометея», где главными скорее будут не Чужие, а именно Создатели. Позволяют придумать совершенно новый киносериал, каковых сейчас в Голливуде с его кризисом идей почти нет. Судя по финалу фильма, если «Прометей» окажется коммерчески успешным, продолжения обязательно последуют.

Про модных, но не всем известных

Двух самых значимых персонажей «Прометея» изображают Майкл Фассбендер, чье лицо ничего не говорит немолодой аудитории, но уже ставший любимцем многих девушек мира, и Нуми Рапас — шведская актриса, которая резко выбилась в голливудские звезды после съемок в скандинавской экранизации романов Стига Ларссона из цикла «Миллениум». Свою первую значительную голливудскую роль она сыграла в фильме «Шерлок Холмс: игра теней».



Источник: Московские новости, № 291 (291), 4 июня 2012,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.