США, 2005
22.12.2005 | Кино
Блондинка вне законаРомантическая комедия, которую не тошно смотреть мужчинам
В прокат выходит “Между небом и землей” (в оригинале Just Like Heaven) — формально романтическая комедия, которую некоторые досуговые издания поспешили не глядя (что очевидно по неточному пересказу сюжета) адресовать исключительно малолетним зрительницам. Между тем было заранее ясно, что фильм вряд ли банальный. Все-таки в основе бестселлер европейского автора — француза Марка Леви. А снял фильм Марк Уотерс, отметившийся не самыми безобразными картинами “Чумовая пятница” и “Дрянные девчонки”.
Автор этих строк ненавидит бабский жанр романтической комедии. (Требую не обвинять меня в неполиткорректности: я ведь не сказал “женский”.) В фильм “Между небом и землей” я, по идее, первым должен был бросить кирпич. Но не брошу.
Фильм обречен на сопоставления с некогда модным “Призраком”: просто потому, что в основе сюжета романтические отношения, связывающие человека из плоти и крови с духом, застрявшим в юдоли земной на пути в твердь небесную. В “Призраке” дух имел мужское обличье, в “Между небом и землей”, наоборот, имеет женское: конкретно — наружность Риз Уизерспун, вышедшей в голливудские дамки после двух “Блондинок в законе”. Человека же играет мужчина, еще один в титрах этого фильма Марк, но на сей раз Руффало.
На этом сходства с “Призраком” заканчиваются. “Между небом и землей” — столько же романтическая комедия, сколько ироничная фантасмагория. Конечно, фильм можно разругать за стандартные ходы. Сразу догадываешься, что героиня-врач не доедет домой после утомительного дежурства — никто в кино не доезжает, если пообещает по телефону “скоро буду”. Сразу ясно, что у мужчины, который снял ее квартиру (он не в курсе, что именно случилось с прежней хозяйкой), некие личные душевные травмы. Именно они, погрузившие его в апатию и пивной алкоголизм, изначально делают ситуацию не только мистической, но и анекдотичной: когда в первый же вечер, пока он идет за очередной банкой пива, на него с негодованием налетает дамочка в деловом костюме яппи, кричащая, что он вор, и грозящая полицией, он принимает ее то ли за психопатку, то ли за глюк — но никак не за призрак, как принял бы любой здравомыслящий мужчина.
Сразу понятно, наконец, что одной из идей фильма будет расхожая голливудщина: “любовь побеждает смерть”.
Можно подловить сюжет и на несуразностях. Почему она сама долго не догадывается, что она призрак, хотя запросто прошмыгивает сквозь стены? Где она шляется все то время, пока не орет на него, что он вор и проходимец?
Но несуразности разумно разъясняются (если можно применить к такому сюжету понятие “разумно”). А стандартные ходы компенсируются неожиданнейшими поворотами (в паре случаев превращающими фильм еще и в триллер), а также хорошим юмором. Смешно, когда она, все еще отказывающаяся в споре с ним принять свою призрачную природу, вдруг с ужасом обнаруживает, что стоит погруженная по пояс, как в озерную воду, в круглый обеденный стол. Смешно, когда в яростной полемике налетает на него, нечаянно проскакивает сквозь, заодно сквозь окно — и с воплем улетает вниз, но едва он успевает перекреститься от радости, как опять наскакивает на него, продолжая прерванную фразу. Смешно, когда он, уже осознав ее призрачность, пытается избавиться от “нечистой силы” с помощью специалистов: сначала орущего благим матом и кропящего стены католического священника, потом — китаянок, обкуривающих квартиру буддистскими благовониями, потом — словно бы вылезших из одноименного фильма “охотников за привидениями”. Все это время она стоит в комнате в сторонке, отпуская язвительные реплики по поводу аферистов, специализирующихся на экзорцизме. Когда китаянки напускают дыма, скептически говорит: “Сейчас запищит противопожарная сигнализация”. Та и впрямь пищит — китаянки, восприняв сигнал как ответную злобную реакцию потусторонней силы, с воплями разбегаются.
Один из эффектнейших моментов — попытка духа соединиться со своим, обнаруженным в больнице (оказывается, пребывающем в коме) телом. Не обвиняйте меня, что раскрыл секрет — зато, надеюсь, дополнительно заинтриговал.
В какой-то момент ловишь себя на мысли, что фильм вполне радикален, чтобы пойти на совсем уже крайнюю сюжетную меру. Раз уж между духом и человеком возникли романтические… да что там говорить обиняками, истинно любовные отношения, то не испробовать ли ему… как бы это покорректнее выразиться… тот способ, который вкупе с укусом комара вывел из комы Невесту, она же Черная Мамба, в “Убить Билла”? Контакт с телом на глазах сопереживающего двойника-духа?
Если вы скажете, что такой ход не в стиле романтической комедии, то удивлю: в несколько завуалированном варианте создатели фильма этот ход таки использовали. Не пугайтесь: в таком завуалированном, что смело ведите на фильм детей. Тем не менее.
“Между небом и землей” — романтическая комедия того уникального типа, на которую резонно зазывать мужчин. В Америке фильм не собрал ожидаемых денег. И я скажу почему: потому что его раскручивали как фильм только для женщин. А те оказались слегка разочарованными. Еще бы нет! Перечитайте все, что выше: триллер и крутая комедия — это для женщин? Очаровательная крыска-блондинка Риз Уизерспун, если я хоть что-то понимаю в женщинах, тоже должна их безумно раздражать. Особенно если знать о ее многомиллионных гонорарах. А по мне, она вполне ничего. Несмотря на рост 155 — или, как сурово поправляет в фильме ее героиня, 156. Значит так, господа-гусары: по пиву — потом на “Между небом и землей”.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.