США, 2012
18.04.2012 | Кино
Очень громкое киноВыходящий на экраны «Морской бой» оглушает взрывами, но вызывает иронию как зрелище
Публике уже приходилось встречаться с картинами, название которых звучит как краткая аннотация: «Очень страшное кино», «Самый убогий фильм на свете» (название звучало чуть иначе: «Самый лучший фильм», но наш вариант точнее). Теперь выходит голливудская картина, к которой подходит название «Самый громкий фильм» — «Морской бой» режиссера Питера Берга.
Наибольшее изумление испытываешь не во время, а после просмотра. Весь фильм выглядит развернутой рекламой, снятой по заказу Военно-морских cил США. Когда смотришь на этих бравых ребят в ослепительно белых мундирах, на их словно бы выточенных из лучших пород черного дерева афро-американских соратниц, которые равно хороши и в ближнем бою с использованием пулеметов, и в компьютерном планировании ракетного удара по вражеским кораблям, когда созерцаешь эти совершенные эсминцы на фоне водной глади, то проникаешься одним конкретным желанием. «Знаешь, — сказал я с печалью одному из своих коллег, — а ведь я тебе завидую. Поскольку ты еще можешь записаться добровольцем в военный флот США. Хотя бы матросом. А я уже не могу — не возьмут по возрасту!».
И вот тут-то нагрянуло то самое изумление: из титров узнаешь, что фильм снят по мотивам игры. И не компьютерной, нет-нет, а настольной!
Если я правильно понимаю, это та самая игра, в которую мы резались на школьных уроках втайне от учителки, перебрасываясь репликами: «Г4! — Ранен! — Г5! — Убит!». В Америке игра с 1931 года производилась конвейерным способом. Предполагалось, что она воспроизводит события первой мировой войны.
Здесь нас подстерегает очередной сюрприз, на который этот фильм щедр. Современные отважные ВМС Америки ведут борьбу не с кем-нибудь, а с инопланетянами, которые на сей раз атаковали нас не ходячими треногами, а водоплавающими (вдобавок умеющими прыгать по воде) крейсерами. Они по воле сценаристов плюхаются в океан из космоса в разгар и посреди масштабных интернациональных военно-морских учений. Но инопланетяне быстро отрезают почти все наши корабли непреодолимым защитным полем. Так что наедине с их крейсерами-монстрами остается только три эсминца: два американских и японский. Один американский и японский тут же погибают, зато оставшийся (капитанский мостик которого делят американец и японец, что символизирует в фильме новое сотрудничество США и Японии, забывших о взаимных обидах из-за Перл-Харбора, Хиросимы и Нагасаки) дает неуязвимым агрессорам такого жару, что они быстро начинают сомневаться в собственной непотопляемости.
Удивительное дело: из фильма в фильм человечество атакуют инопланетяне, обладающие куда более совершенными военными технологиями. Из фильма в фильм их в первый час не возьмешь ничем — любые наши ракеты отскакивают от них как выпущенная из рогатки вишневая косточка от стальной двери. Но во второй час всегда обнаруживается, что у инопланетян есть слабое место. Чтобы вычислить его, всегда требуется особая команда. Ее состав стандартен: один офицер-раздолбай, который в нужный момент берет на себя всю полноту ответственности, один ботаник, один безногий негр и одна девушка, влюбленная в вышеупомянутого офицера. В итоге всегда оказывается, что этих пресловутых инопланетян можно и соплей перешибить. То их не брали ракеты, то лобовое стекло их капитанского мостика пробивает пуля из простого крупнокалиберного ружья — и все, им привет, потому что они, оказывается, почти как вампиры, не выносят прямых солнечных лучей.
Правда, им удается в ответ уничтожить последний американский эсминец. А у них еще остался главный кораблище. Но эти оболтусы не знают всей мощи американского патриотизма и не успевают вовремя принять для своей защиты дополнительные меры. Внутри той зоны, в которой спрятались агрессоры, отделившись от остальных сил флота и авиации защитным полем, есть еще один американский корабль. Это давно стоящий на приколе и превращенный в музей легендарный линкор второй мировой войны «Миссури». Можете поругать меня за спойлер. Но вы ведь и сами легко догадаетесь, даже не видя фильма, что уж легендарный-то «Миссури» окажется коварным агрессорам точно не по зубам.
Напоследок еще одно обобщение. Вы заметили, что плохие инопланетяне в голливудских фильмах — сила всегда тоталитарная?
Это может проявляться в том, что у них есть некий мозговой центр: уничтожь его — и можешь брать их голыми руками (тогда как у Земли остается шанс на спасение, даже если в руке последнего оставшегося в живых американского солдата сохранилась последняя граната). Это может проявляться даже в том, что у них особая пчелино-муравьиная биологическая порода, то есть имеется правительница-матка (см. хоть «Чужих», хоть сериал «Визитеры»).
Не демократы они там, в этом космосе. Еще и потому наше дело правое. Еще и потому мы непременно победим.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.