ГЦСИ, с 29 марта по 1 мая
27.03.2012 | Арт
Диалоги и перекличкиИгорь Гулин о выставке номинантов "Инновации" в ГЦСИ
В ГЦСИ открывается выставка работ номинантов конкурса современного искусства "Инновация", проходящего в седьмой раз.
Если сравнивать работы с прошлогодними, здесь, кажется, гораздо меньше социального, активистского искусства и больше камерных экзистенциальных проектов. Два проекта в основном разделе конкурса — "Произведение визуального искусства" — связаны с "Открытой галереей". Первый — акция постконцептуалиста Андрея Кузькина "Все впереди". Художник взял все свое имущество — работы, документы, компьютер, личные вещи, вплоть до нижнего белья, остриг наголо волосы, запаковал все это, включая состриженные волосы, в картонные ящики, и на глазах у посетителей галереи начал новую, не обремененную прошлым жизнь.
Проект Витаса Стасюнаса "Ордер" тоже связан с концептуалистскими практиками. Это тотальная инсталляция: помещение той же "Открытой галереи" он превратил в полностью пустое, покинутое пространство.
Единственное, что наполняло его — следы уже убранных предметов, силуэты мебели, квадраты, которые остаются на стене от снятых картин, и так далее. Это в каком-то смысле антипод кузькинской акции, такое "все позади".
С почти пустым пространством работает и Александр Бродский в своей "Цистерне", бывшей спецпроектом последней Московской биеннале. В помещении огромного запущенного брежневского коллектора рядом с Микояновским мясокомбинатом художник развесил по окнам вентиляторы, прикрыл их тканью так, чтобы казалось, будто из окон дует и колеблет занавески некий легкий нездешний ветерок. Если пустота Стасюнаса — про то, чего больше нет, то пустота Бродского — про то, что отсутствие, в частности, абсолютная омертвелость заброшенных застойных зданий,— иллюзорно, оно оборачивается странной новой жизнью.
Парадоксальной работе с урбанистическим пространством посвящен проект дуэта "Мишмаш" "Геопсихоизометрическая экспертиза города Екатеринбург". Художники предлагают посмотреть на современный город как на набор повторяющихся геометрических и цветовых конфигураций. Они просили знакомых екатеринбуржцев фотографировать типичные объекты — дома, решетки, лестницы,— а потом по мотивам этих фотографий рисовали абстракционистские картины-схемы. Таким образом, город предстает своего рода сигнальной системой в духе Злотникова. Аналогичное "геопсихоизометрическое" исследование Москвы можно было недавно увидеть все в той же "Открытой галерее".
Сам Екатеринбург представлен работой "Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта" группы "Куда бегут собаки". Это перформанс, в котором найденная и приглашенная художниками бабушка в течение двух с лишним недель сидела в галерее и буквально вязала спицами сложный математический объект. Если "Мишмаш" как бы пытаются найти как бы научную основу вещественного окружения человека, то "Куда бегут собаки", напротив, низводят малодоступную точную науку на уровень уютного ручного ремесла.
Как можно заметить, почти все номинанты основной части ведут диалоги, тихое переговаривание, протягивают друг другу сюжетные и проблемные приглашения к взаимодействию. Так что подбор номинантов в этом году кажется очень продуманным.
Во втором по важности разделе конкурса — "Новая генерация" — также пять работ. В коротком фильме "Бесконечная история" художника Романа Мокрова из города Электроугли, изучается начальный этап движения людей из пригорода в столицу: как правило, выглядит он как прыжок через забор железнодорожной платформы или нырок в дырку в том же заборе. То есть изучаются два варианта проникновения в "большую жизнь". О радикально других отношениях с транспортом — фильм "Быстрые и неистовые" Таус Махачевой, в котором художница пытается вписаться в сообщество брутальных дагестанских стритрейсеров. Последняя видеоработа — инсталляция москвичей Алексея Булдакова и Анастасии Рябовой "AttentionWhores" — своего рода триллер, посвященный жизни уличного мусора. В какой-то степени обратный эффект производит серия фотографий "Пастораль" рижанина Александра Гронского. В ней неприглядные городские окраины превращаются в красивейшее, почти мистическое пространство. Самый известный художник в "молодежном" разделе — москвич Валерий Чтак с инсталляцией "Только правда", циклом черно-белых граффити-ребусов, заполнивших галерею Paperworks.
В номинации "кураторский проект" присутствуют две выставки Московской биеннале — "Аудитория Москва: эскиз публичного пространства" Екатерины Деготь, Давида Риффа и Иоанны Мытковской и "Некрореализм" Олеси Туркиной, проходившее там же, в ММСИ, "Невозможное сообщество" Виктора Мизиано, "Спальный район. Открытый урок" Марины Звягинцевой и Юрия Самодурова, превративших на две недели обычную школу в центр современного искусства, и выставка в Политехническом "Поколение Z" Андрея Смирнова и Любови Пчелкиной, посвященная российским и раннесоветским музыкальным экспериментам 1910-30-х годов.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.