25.12.2005 | Арт
Третьяковку поздравят музеи мира150-летний юбилей знаменитой галереи: "календарный план" грядущих событий
150-летие Третьяковской галереи, наконец, начинает обретать реальные очертания. В Москве был представлен, пользуясь казенным языком, «календарный план юбилейных мероприятий к 150-летию ГТГ». Отмечу сразу, речь идет не о 150-летии самой Третьяковской галереи, а о 150-летии приобретения предпринимателем Павлом Третьяковым у художника Василия Худякова его картины «Стычка с финляндскими контрабандистами». Само же собрание Третьякова было открыто для публичного посещения в 1881 году, а в дар городу коллекция братьев Третьяковых была передана в 1892 году. Ну, ладно, 150 - так 150, даже в советское время датой основания галереи считался именно 1856 год.
Среди бесконечных торжественных приемов, заседаний, конференций, фестивалей, встреч, презентаций и всего прочего, с общим юбилейным бюджетом в 70 миллионов рублей, стоит обратить внимание на выставки. Главные выставочные хиты - выставки «Музеи мира поздравляют Третьяковскую галерею»: в апреле будущего года откроется выставка «Шедевры музея Орсе», а в декабре - «Уистлер и Россия».
Планы громадные: из парижского музея в Москву собираются привезти более 50 произведений – Ренуара, Дега, Моне, Сезанна, Ван Гога и прочих «топовых» художников. Сейчас в музее Орсе проходит выставка «Русское искусство второй половины XIX века: в поисках идентичности», в которой представлено много работ из Третьяковской галереи. С помощью этих выставок решается непосильная задача – «продвинуть» на Западе русское искусство, ведь кроме икон, авангарда и, отчасти, соцреализма, там совсем не знают отечественное искусство. То же и с музеями – за рубежом известен только один музейный бренд – «Государственный Эрмитаж». Теперь же вместе с русским искусством продвигается и сама Третьяковка.
В этом смысле ещё одна юбилейная экспозиция, посвященная англо-американскому художнику 19 века Джеймсу Уистлеру, – беспроигрышный ход. Уистлер, проживший в Петербурге 6 лет, считал Россию «колыбелью» своего творчества, так что выставка имеет под собой важное обоснование. На этой выставке должны быть представлены работы из ведущих американских (Национальная галерея, Музей Метрополитен) и британских музеев (Музей Виктории и Альберта, Галерея Тейт, Британский музей).
Правда, может повториться история с ретроспективой Шагала, прошедшей в Третьяковке весной. Тогда спонсорские деньги не смогли удовлетворить все аппетиты Третьяковских кураторов. На покрытие страховки некоторых работ Шагала просто не хватило денег. Кстати, если у экспозиции «Шедевры музея Орсе» есть спонсор, то у выставки «Уистлер и Россия» - пока нет.
В календарном плане есть одно любопытное мероприятие, скромно обозначенное как открытие нового варианта экспозиции «Искусство 20 века» на Крымском Валу. Эта часть музея – вечная проблема для Третьяковки, нынешняя экспозиция создана в 1998-2000 годах, и в её адрес только ленивый не бросал каких-нибудь ехидных замечаний. Конкретнее всего высказались на одном из семинаров по поводу этой самой экспозиции американские и французские музейщики. Они были потрясены, во-первых, тем, что из такой огромной экспозиции практически невозможно выйти – залов много, а выходов мало, а во-вторых, количеством соцреалистических работ. Хотя когда ты не можешь найти выход и блуждаешь по полутемным музейным залам, уже все равно, что висит, – нонконформисты или соцреалисты.
До открытия «нового варианта» осталось всего лишь 5 месяцев, но чем конкретно он будет отличаться от старого, так и осталось тайной. Известно лишь, что обновленная экспозиция будет динамичнее и зрелищнее – стены покрасят в разные цвета, установят плазменные панели и сделают, наконец, человеческое освещение. Привлечет ли все это посетителей в пустые залы Третьяковки на Крымском валу, остается большим вопросом.
Дело в том, что проблема под названием «Крымский вал» - это не только проблема экспозиции, это ещё и проблемы освещения, кондициониров, гидроизоляции, наконец, реконструкции здания на Крымском валу (а это, кроме, Третьяковки и Центральный дом художника). Проект реконструкции руководитель РосКультуры Михаил Швыдкой называет делом ближайшей пятилетки.
Кстати, к 150-летию Третьяковки у музея должно было появиться ещё одно здание – новый корпус на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной. Во всяком случае, такие планы были два года назад, год назад уже говорили о том, что к юбилею будет закончен нулевой цикл (то есть построены фундаменты, подведены коммуникации), теперь же строительство начнется лишь после юбилея, чтобы, как говорят в Роскультуре, «не встречать праздник в лесах». И вообще, проблема зданий – не юбилейная, ведь, как философски заметил Михаил Швыдкой, «здания живут отдельной жизнью».
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.